Теория

Понятие о безналичных расчетах.

Денежные расчеты могут осуществляться в наличной и безналичной формах. На территории России большинство платежей осуществляется в безналичной форме. Это способствует:

− ускорению денежного оборота в народном хозяйстве;

− уменьшению денежной массы и уменьшения уровня инфляции в стране;

− эффективному осуществлению кредитных, расчетных и кассовых операций;

− обеспечению сохранности денежных средств;

− экономии на издержках обращения.

БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ – это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

Осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории регулируются Положением ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П “О безналичных расчетах в Российской Федерации”.

Безналичные расчеты коммерческие предприятия осуществляют через кредитные организации – банки и их филиалы. Каждое предприятие самостоятельно выбирает банк для расчетно-кассового обслуживания и может проводить все виды банковских операций (расчетные, кредитные, кассовые) в одном или нескольких банках. Между предприятием и банком заключается договор о расчетно-кассовом обслуживании, в котором устанавливается стоимость банковских услуг, размер процентов за хранение денежных средств и др. вопросы.

Для осуществления расчетов предприятие может открыть в банке счета: расчетные, текущие и специальные. Расчетные счета открываются банком всем предприятиям, имеющим статус юридического лица, а, следовательно, самостоятельный баланс. Владелец счета может распоряжаться своими средствами без ограничений, осуществляя любые операции (за исключением случаев, предусмотренных законодательством). Текущие счета открываются организациям, не имеющим статуса юридического лица (например, филиалам, не выделенным на самостоятельный баланс), а также бюджетным учреждениям и организациям. Перечень операций по текущим счетам строго ограничен. Специальные счета открываются для хранения денежных средств строго целевого назначения.

Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между ними, кроме возникших по вине банка, решаются в установленном законодательством порядке без участия банка.