Теория

Анализ выполнения индикативных планов в республике

Анализ сопоставления плановых и фактически достигнутых показателей индикативного плана социально-экономического развития Республики Абхазия за 2005 год свидетельствует о некоторой эффективности выполнения принимаемых в республике плановых решений на всех уровнях национальной экономики. В частности, можно констатировать, что в целом в республике сохраняется тенденция экономического роста, связанная с улучшением инвестиционного климата, увеличением доли негосударственного сектора в экономической деятельности, с ростом объемов производства товаров, работ и услуг, в частности, в таких сферах деятельности, как торговля и курорты и туризм.

В 2005 году стоимостной совокупный объем произведенной продукции и оказанных услуг по всем отраслям национальной экономики Абхазии, за исключением сельского хозяйства, который учитывается отдельно, составил 4778,3 млн. руб. при плане 4012,3 млн. руб., тем самым увеличился прогнозный показатель на 119,1% (см. таблицу 6).

Таблица 6

Основные показатели социально-экономического развития Абхазии за 2005 год

Отрасль

 

Объем производства, млн. руб.

план

факт

%

исполн.

Факт,

2004 г.

Темп

роста, %

Промышлен.

Энергетика

Строительст.

Транспорт

Связь

Торговля

Услуги

Курорты

и туризм

Кредит.-фин.сф.

Науч.-произв.сф.

803,9

100,5

134,0

77,1

71,9

1933,2

315,8

 

481,5

 

51,9

 

42,5

587,5

101,7

173,7

56,1

219,4

2688,7

338,0

 

528,0

 

59,9

 

25,3

73,0

101,0

130,0

73,0

305,0

139,0

107,0

 

110,0

 

115,0

 

59,0

500,1

83,2

114,0

11,7

95,5

1809,4

287,1

 

260,1

 

61,9

 

12,0

118,0

122,0

152,0

479,0

230,0

149,0

118,0

 

203,0

 

97,0

 

211,0

Итого

4012,3

4778,3

119,1

3235,2

147,7

Отметим, что выполнение индикативного плана произошло в основном за счет перевыполнения плановых показателей практически по всем основным отраслям экономики, за исключением сельского хозяйства. Вместе с тем не выполнены плановые показатели по следующим отраслям национальной экономики: промышленность – 73,0%, транспорт – 73,0%, научно-производственная деятельность – 59,0%.

Численность занятых в национальной экономике в 2005 году составил 34,5 тыс. чел., против 31,6 тыс. чел. в 2004 году, рост занятости составил 110,0%.

Среднемесячная заработная плата по республике за 2005 год составила 1402,7 руб., против 1122,4 руб. в 2004 году, темп роста составил 125,0%. Уровень заработной платы пока еще остается невысоким, однако намечается тенденция ее роста.

В сопоставлении с достигнутыми в 2004 году фактическими показателями совокупного объема произведенной продукции и оказанных услуг в 2005 году наблюдался рост во всех отраслях экономики Абхазии, за исключением кредитно-финансовой сферы. В процентах это выглядит следующим образом:

— промышленность – 118,0;

— энергетика – 122,0;

— строительство — 152,0;

— транспорт – 479,0;

— связь – 230,0;

— торговля – 149,0; —

— услуги – 118,0;

— курорты и туризм – 203,0;

— научно-производственная деятельность – 211,0;

— финансово-кредитная деятельность – 97,0.

. В сельском хозяйстве республики наблюдается спад производства, в том числе по основным сельскохозяйственным культурам: чаю и табаку. В 2005 году объем производства чая составил 1710 т против 3001 т в 2004 году, табака – 42 т против 64 т соответственно. Позитивные результаты достигнуты лишь в заготовке цитрусовых, объем реализации, которых в общественных хозяйствах составил 5,9 тыс. т против 1,7 тыс. т в 2004 году, т.е. в 3,4 раза больше. Только в 2005 году всего экспортировано более 30 тыс. т цитрусовых.

Основные параметры роста отраслей национальной экономики, заложенные в индикативный план социально-экономического развития Республики Абхазия на 2008 год, в сравнении с плановыми показателями 2007 года составляют:

— промышленность – 936,1, млн. руб., рост составляет 92,6%;

— энергетика – 248,7 млн. руб., 165,8%;

— строительство – 431,3 млн. руб., 154,6%;

— транспорт – 132,9 млн. руб., 129,0%;

— связь – 514,1млн. руб., 170,2 %;

— торговля – 5265,6 млн. руб., 129,0%;

— услуги – 795,8 млн. руб., 136,6%;

— курорты и туризм – 725,3 млн. руб., 150,6%;

— научно-производственная деятельность – 30,9 млн. руб., 134,3%;

— кредитно-финансовая деятельность – 192,5 млн. руб., 151,0%;

— сельское хозяйство – 4375,3 млн. руб., 162,6%.

В целом в 2008 году совокупный объем произведенной продукции, работ и услуг в стоимостном выражении составит по Республике Абхазия 14,0 млрд. руб., что на 36,0% выше фактического показателя 2007 года (10,3 млрд. руб.).

В результате осуществления внешнеторговой деятельности оборот по экспорту-импорту в 2008 году составит 4,8 млрд. руб. против 4,4 млрд. руб. в 2007 году (темп роста – 110,0%), в том числе: экспорт – 738,3 млн. руб. против 1252,8 млн. руб. (темп роста – 58,9%); импорт – 4,1 млрд. руб. против 3,2 млн. руб. (темп роста – 130,2%).

В целом прогнозируемые показатели развития национальной экономики Республики Абхазия на 2008 год подтверждают наметившуюся тенденцию последних лет по формированию базисного комплекса национального хозяйства: «Перерабатывающая промышленность (включая энергетику)» — «Сельское хозяйство» — «Курорты» — «Товарооборот».

Для финансирования базисного комплекса и достижения расчетных показателей Индикативного плана на 2008 год и их дальнейшего роста в Законе о Государственном бюджете на 2008 год предусматриваются расходы в размере более 50 млн. руб.

Основной целью институциональной политики государства на 2008 год является дальнейшее формирование рыночной среды, обеспечивающей условия для устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Приоритетными для государственных органов управления в этом направлении являются выполнение следующих задач:

— повышение эффективности управления государственной собственностью и реформирование государственного сектора, для осуществления которой необходимо завершить полную инвентаризацию объектов государственной собственности с занесением их в государственный реестр с выдачей им соответствующих свидетельств;

— содействие развитию малого и среднего предпринимательства, для чего необходимо принятие Закона «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»;

— создание условий для ускоренного создания в экономике конкурентной среды, что требует принятия Законов «О банкротстве», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках» и др.

Для реализации перечисленных целей и задач, государственным органам власти и управления всех уровней предстоит произвести экспертизу законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность.

Стратегической целью государства является обеспечение благополучия и достойной жизни граждан Республики Абхазия, что требует согласованных действий общереспубликанских органов власти и управления, а также местных органов самоуправления. Создание правового и организационного механизма, обеспечивающего подобную скоординированность и исполнение, является одной из важнейших задач в становлении и укреплении государственности Республики Абхазия.

Отметим, что одной из главных проблем в осуществлении планового процесса в Республике Абхазия является отсутствие у государственных органов власти и управления эффективных способов контроля над осуществлением целей, задач и мероприятий, заложенных в индикативных планах. В то же время законы «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Республике Абхазия» и «Об управлении в административно-территориальных единицах Республики Абхазия» возлагают на республиканские и местные органы управления выполнение подобных функции. Однако, к сожалению, эти органы управления пока еще не имеют полной ясности о том, каким образом реально можно воздействовать на хозяйствующие субъекты, не выполняющие плановые обязательства. А что касается негосударственных предприятий, то они практически свободны в своих действиях. Если же говорить о предприятиях государственного сектора экономики, хотя для них показатели плана носят обязательный характер, они в еще большей степени не справляются с выполнением плановых заданий, однако государственные органы управления не могут принимать действенных мер по улучшению ситуации. Здесь необходимо принятие соответствующих нормативных актов, учитывающих специфику деятельности государственных предприятий.

Реализация социальных задач, заложенных в индикативных планах, предполагает практически работающий правовой, политический и хозяйственный механизм ответственности власти и основных субъектов экономики за достижение согласованных параметров уровня жизни, что должно позволить строго разграничить обязательства и сферы ответственности республиканских органов власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий и частных предпринимателей. С этой целью необходимо принять ряд законодательных актов, регулирующих взаимоотношения государственной власти, общества, предпринимательства и граждан, устанавливающих основные принципы их взаимосвязи и взаимоответственности, призванные гарантировать демократические нормы регулирования социально-экономическим развитием страны.

В целом содержащиеся в индикативных планах социально-экономического развития Республики Абхазия цели, задачи и макроэкономические показатели определяют краткосрочную перспективу развития страны, и нацелены на сохранение и приумножение достигнутых положительных тенденций в экономике и социальной сфере.

Пермь Питер Пятигорск