Теория

Бюджетная система Республики Абхазия

Основой государства в условиях перехода к рыночной экономике и комплексным средством воздействия на хозяйствующие субъекты являются государственные финансы, мобилизуемые через налогово-бюджетную систему и обеспечивающие социально-экономические и политические устои общества. Государственные финансы состоят из государственного бюджета и государственных внебюджетных социальных фондов. Государственный бюджет представляет собой денежный фонд страны, мобилизуемый путем перераспределения национального дохода страны и расходуемый государством для осуществления общегосударственных задач и целей в интересах всего общества. Иными словами, государственный бюджет – это годовой план (отчет) государственных доходов и расходов. Доходную часть государственного бюджета составляют налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также доходы от государственного предпринимательства, в совокупности являющиеся внутренними источниками государственных финансов, а также внешние кредиты и займы, служащие внешними источниками бюджета.

Согласно Конституции Республики Абхазия Президент обеспечивает проведение на территории страны единой финансово-бюджетной и налоговой политики, представляет в Народное Собрание-Парламент для рассмотрения и утверждения проекты государственного бюджета.

В соответствии с административно-территориальным устройством Республики Абхазия бюджетную систему страны представляют республиканский бюджет и бюджеты административно-территориальных единиц, состоящих в свою очередь из бюджетов сел, поселков, городов, районов республики и г. Сухум. Это означает, что в Абхазии существует двухуровневая бюджетная система, республиканская и местная, основанная на сложных экономических отношениях и юридических нормах в части разделения доходов по видам поступлений и доле в них бюджетов разного уровня. Сложный механизм взаимоотношений бюджетов разного уровня также проявляется и в связи с перераспределением доходов республиканского бюджета между отдельными территориями, распределением отдельных видов расходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами. В зависимости от уровня развития отдельных территорий и с учетом материального ущерба, нанесенного им грузино-абхазской войной, государственные органы власти и управления Республики Абхазия проводят дифференцированную финансовую политику по отношению к отдельным регионам республики. Это выражается в том, что одни административно-территориальные единицы вносят в республиканский бюджет меньшую долю финансовых средств в виде налогов, платежей и сборов, чем другие. Часто бывают и случаи, когда из республиканского бюджета оказывается финансовая поддержка отдельным районам. В других случаях, более развитые в экономическом отношении регионы, как, например, Гагрский или г. Сухум, вносят в государственный бюджет больше средств, чем другие районы республики, вызывая тем самым определенное недовольство среди части хозяйствующих субъектов. При этом заметим, что статья 8 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Республике Абхазия» декларирует, что республиканский бюджет и местные бюджеты являются самостоятельными, что обеспечивается наличием собственных источников доходов и дает право определять направление их использования и расходования.

Именно в государственном бюджете находят органическую увязку и взаимозависимость все основные финансовые операции государства, включающие формирование доходов, через систему налогообложения, осуществление государственных расходов, государственных заимствований, являющихся внешне самостоятельными и независимыми друг от друга операциями, но получающими в бюджете единую направленность в соответствии с проводимой в стране социально-экономической политикой.

В целом, бюджетная система в Республике Абхазия выполняет ряд основных функции, среди которых наиболее важными являются: а) фискальная функция, означающая формирование финансовой базы деятельности государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов, за исключением дохода от государственного предпринимательства; б) функция экономического регулирования – использование государством налогов и расходов (государственные закупки, предоставление субсидий) в целях проведения государственной экономической политики; в) социальная функция, предполагающая использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.