Теория

Экономические выгоды интеграционного взаимодействия

Реализация основных целей и принципов межгосударственного и межрегионального регулирования интеграционных процессов в рамках Ассоциации экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, основанных на добровольном сотрудничестве, входящих в нее субъектов, позволяет каждому из них:

а) расширить выгодное использование всего экономического потенциала отдельного субъекта, т.к. развитие экономической системы данного субъекта осуществляется не только в соответствии с национальными или местными, но и с общими целями всех субъектов Ассоциации, что требует дополнительного вовлечения местных ресурсов;

б) укрепить экономическую самостоятельность отдельного субъекта Ассоциации, поскольку наряду с национальным или местным государственным регулятором на экономику этого субъекта начинает воздействовать еще и согласованные межрегиональные механизмы госрегулирования, обеспечивающие согласованно с первым регулирование его воспроизводственных процессов в соответствии с национальными и общими целями;

в) упрочить в каждом субъекте Ассоциации рыночные отношения и расширить социальную базу экономических реформ, т.к. масштабное использование национального и местного экономического потенциала в условиях укрепляющейся экономической самостоятельности создает надежные предпосылки для устойчивого экономического роста;

г) ослабить зависимость субъектов Ассоциации от деформирующих и спекулятивных воздействий мирового рынка, т.к. во-первых, межрегиональное регулирование укрепляет самостоятельность отдельного субъекта; во-вторых, межрегиональный механизм регулирования, воздействующий на экономику субъекта Ассоциации, имеет материально-вещественную природу и оказывает прямое воздействие на местный воспроизводственный процесс, уменьшая в основном косвенное, финансовое влияние на него мирового рынка; в-третьих, комплексное развитие экономического потенциала данного субъекта Ассоциации уменьшает значимость ресурсной составляющей в его экономическом развитии, ориентированной в основном на мирохозяйственные связи;

д) усилить экономическую роль национальных и местных государственных органов управления, во-первых, за счет их участия в межрегиональном регулировании экономических интеграционных процессов в рамках Ассоциации, а во-вторых, в результате соответствующего развития функций государственных органов управления по обеспечению расширенного использования всего экономического потенциала субъекта Ассоциации, ослабления зависимости его экономики от деформирующих и спекулятивных воздействий мирового рынка, упрочения в нем рыночных механизмов и последовательной демократизаций социальных отношений;

е) снизить уровень региональной и социальной неравномерности в экономическом развитии субъектов Ассоциации, что достигается усилением экономической роли государственных органов управления, упрочением в данных субъектах рыночных отношений и всемерным упрочением демократических институтов;

ж) обеспечить стабильное социально-экономическое развитие субъектов Ассоциации в условиях постоянно усиливающейся взаимозависимости экономик регионов, стран и углубляющихся процессов глобализации.

Предлагаемый механизм межрегионального государственного регулирования экономической интеграции дает возможность всем субъектам, входящим в Ассоциацию экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа:

● создать условия для экономической интеграции специфических хозяйственных систем, входящих в нее субъектов, поскольку их особенности – высокие уровни взаимодополнения и взаимозависимости – предопределяют весомость общих целей участников Ассоциации и масштабность экспортно-импортных связей между ними, что значительно способствует согласованному развитию их воспроизводственных процессов;

● интенсифицировать экономические связи между субъектами Ассоциации, что достигается согласованным экономическим ростом последних, что в свою очередь требует в условиях интеграции соответствующего развития производственных связей между ними;

● в короткие сроки стать одним из важнейших и эффективных региональных центров в странах бывшего СССР.

Важно заметить, что в последние годы складываются благоприятные условия для практического внедрения предложенного нами механизма межрегионального экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов Абхазии и Юга России. Так, в 2005 году Республика Абхазия была принята в Южно-Российскую парламентскую ассоциацию, объединяющую 13 субъектов, входящих в Южный Федеральный Округ. Решение об этом было принято на 6-ой Конференций парламентской ассоциации, состоявшейся 30 сентября 2005 года в поселке Небуг Туапсинского района Краснодарского края. Сложившаяся в связи с этим решением ситуация позволяет законодательного разрешения предложенных нами проблем экономического взаимодействия. Кроме того, в настоящее время в Абхазии властями республики проводится правовая реформа, одной из задач которой является синхронизация национальной правовой системы с российской, о чем заявил Спикер Парламента Н.Н. Ашуба: «Президентом С.В. Багапш и мной было высказано предложение о необходимости гармонизации законодательства – для лучшей интеграции (выделено нами – З.Ш.) наших экономик. Это – реальные шаги по реализации тех договоренностей, которые достигались руководством Абхазии при встречах с представителями Российского государства, в том числе Государственной Думы»[1].

Таким образом, построенное на вышеперечисленных целях, принципах и механизмах интеграционное образование дает возможность своим участникам развиваться в соответствии с собственными национально-территориальными целями, расширять хозяйственные взаимосвязи и укреплять их взаимовыгодное экономическое сотрудничество в целях эффективного развития экономик республик краев и областей Северного Кавказа, Республики Абхазия, Южной Осетии, Крыма и Луганской области. По нашему убеждению, только укрепив интеграционные процессы, можно в полной мере задействовать экономический потенциал субъектов Ассоциации в национальных интересах ее участников, в короткие сроки преодолеть их нынешнее отставание от развитых республик и регионов мира, активно использовать процессы интернационализации и взаимовлияния на взаимовыгодных экономических интересах.