Теория

Фактическое состояние государственного бюджета Республики Абхазия

Налоговая система республики непосредственно влияет на исполнение государственного бюджета страны. Так, например, в 2005 году доходная часть государственного бюджета Республики Абхазия составила 709,4 млн. руб. По сравнению с 2004 годом доходов получено больше на 236,7 млн. руб., темп роста составил 150,0%.

На бюджетные расходы в 2005 году было направлено 695,7 млн. руб., что больше соответствующего показателя 2004 года на 226,4 млн. руб., а темп роста составил 148,2%. В том числе:

– на финансирование расходов, связанных с восстановлением и развитием национальной экономики в 2005 году направлено 151,3 млн. руб., что больше показателя 2004 года на 70,3 млн. руб., темп роста составил 186,8%;

– на социально-культурные мероприятия – 183,2 млн. руб., больше чем в 2004 году на 45,0 млн. руб. (рост 132,5%); в том числе: – на образование – 85,7 млн. руб., больше на 16,6 млн. руб. (рост 124,4%); – культуру и искусство – 18,3 млн. руб., больше на 5,6 млн. руб., (рост 144,1%); – здравоохранение – 51,8 млн. руб., больше на 7,5 млн. руб. (рост 116,9%); – физическую культуру и спорт – 9,2 млн. руб., больше на 3,5 млн. руб., (рост 173,6%); – социальное обеспечение и оказание материальной помощи – 18,1 млн. руб., больше на 11,2 млн. руб. (рост 262,3%);

– на науку было направлено 13,5 млн. руб., больше на 1,6 млн. руб. (рост 115,4%);

– на средства массовой информации – 10,5 млн. руб., больше на 1,5 млн. руб. (рост 122,1%);

– на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры – 212,6 млн. руб., больше на 58,4 млн. руб. (рост 137,9%);

– на содержание органов государственной власти – 12,5 млн. руб., больше на 4 млн. руб. (рост 147,1%);

– на содержание органов государственного управления – 58,1 млн. руб., больше на 18,0 млн. руб. (рост 144,9%).

Фактические параметры исполнения государственного бюджета Республики Абхазия за 2000 – 2005 гг. обобщены в таблице 8. Как свидетельствуют данные, содержащиеся в таблице, абсолютные параметры государственного бюджета по доходам и расходам увеличиваются из года в год, а возникающие бюджетные дефициты не столь значительные, чтобы серьезно повлиять на исполнение бюджетных обязательств государства по финансированию различных социальных и других проектов.

Таблица 8

Параметры исполнения государственного бюджета Республики Абхазия за 2000 – 2005 гг., в фактических ценах, млн. руб

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Доходы

Расходы

Дефицит

Профицит

173,1

176,6

3,5

         

192,2

192,6

0,4

260,2

241,2

19,0

348,8

361,2

  12,4

472,7

694,3

  

3,4

 

709,4

 695,7

 

13,7

 

Примечание. Темпы роста подсчитаны в соотношении данных 2004 года к 2003 году.

* Рассчитано по: «Абхазия в цифрах». Стат. сборник. Сухум, 2006.

Законом «О Государственном бюджете Республики Абхазия на 2005 год» доходная часть бюджета республики утверждена в сумме 644,1 млн. руб., а расходная – 648,0 млн. руб., с дефицитом в 3,9 млн. руб.

Основные составляющие доходной части государственного бюджета составляют, млн. руб.:

а) налоговые поступления от государственных и коммерческих предприятий реального сектора экономики – 188,8 млн. руб., или 29,3 % всех поступлений бюджета, в том числе:

– налог на прибыль предприятий – 58,3 млн. руб. (9,1);

– НДС – 105,0 (16,3);

– акцизы – 23,1 (3,6);

– налог на имущество – 2,5 (0,4).

б) поступления от других видов налогов и сборов – 455,3 млн. руб., или 70,7%, в том числе:

– подоходный налог с физических лиц – 66,1 (10,3%);

– государственная и таможенная пошлины – 233,8 (36,3);

– платежи за пользование природными ресурсами (попенная плата, плата за пользование биологическими ресурсами) – 19,4 (3,0);

– налог на землю – 20,1 (3,1%);

– доходы от приватизации жилья – 5,0 (0,8);

– спецналог – 4,1 (0,6).

в) прочие налоги, сборы и другие поступления – 106,4 млн. руб., или 16,5%.

Планируемая структура доходной части государственного бюджета свидетельствует о том, что в 2005 году в реальном секторе экономики не произойдут существенных изменений, хотя по налоговым поступлениям не следует делать окончательные выводы. На, наш взгляд, основной акцент в деятельности Правительства должен быть сделан на введение в действие новых производственных мощностей в различных сферах национальной экономики, включая и малый бизнес, с целью увеличения занятости населения и повышения ее доходов. А малый бизнес, как известно, нуждается в государственной поддержке, в частности, в предоставлении налоговых льгот и различного рода других преференции в осуществлении хозяйственной деятельности.

Финансовые расходы государственного бюджета на 2005 год составляют, млн. руб.:

1. Финансирование основных отраслей национальной экономики и видов деятельности – 94,2 млн. руб., что составляет 14,5% всех расходов государственного бюджета, в том числе:

– на ремонтно-восстановительные работы – 22,0 (3,4);

– на сельское хозяйство – 10,0 (1,5);

– на развитие рыбной отрасли – 3,1 (0,5);

– на строительство дорог – 51,2 (7,9);

– другие расходы на народное хозяйство – 4,4 (0,7).

2. Финансовые ассигнования на социально-культурные мероприятия – 196,6 млн. руб., или 30,3 всех расходов бюджета, в том числе:

– на образование и профессиональную подготовку кадров – 105,9 (16,3);

– на культуру и искусство – 13,2 (2,0);

– здравоохранение – 60,3 (9,3);

– физическая культура и спорт – 10,9 (1,7);

– социальное обеспечение – 6,2(1,0).

3. Финансирование науки – 17,2 млн. руб.(2,7%).

4. Ассигнования на содержание средств массовой информации – 11,1 млн. руб.(1,7%).

5. Финансовые расходы на содержание органов государственной власти – 9,0 млн. руб.(1,4).

6. Финансовые расходы на содержание органов государственного управления – 52,1 (8,1).

7. Финансовые расходы на содержание правоохранительных органов – 118,8 (18,3%);

8. Инвестиции в национальную экономику – 5,5 (0,8);

8. Резервные фонды – 12,8 (2,0).

Общий фонд заработной платы на 2005 год утвержден в сумме 245,9 млн. руб., или 37,9% от общей суммы расходов государственного бюджета, что больше фактического показателя 2004 года на 64,3 млн. руб. (в 2004 г. – 181,6 млн. руб.), тем самым, темп роста составляет 135,2%. Однако, несмотря на положительные тенденций в исполнении бюджетных расходов, у государства имеется задолженность по заработной плате, которая не только не уменьшается, а наоборот, только за 2004 год возросла на 6,6 млн. руб. и на начало 2005 составила 23,5 млн. руб. Основная сумма задолженности приходится на образование, которая составляет 21,1 млн. руб., причем, значится она с 1995 года.