Налоговая система республики непосредственно влияет на исполнение государственного бюджета страны. Так, например, в 2005 году доходная часть государственного бюджета Республики Абхазия составила 709,4 млн. руб. По сравнению с 2004 годом доходов получено больше на 236,7 млн. руб., темп роста составил 150,0%.
На бюджетные расходы в 2005 году было направлено 695,7 млн. руб., что больше соответствующего показателя 2004 года на 226,4 млн. руб., а темп роста составил 148,2%. В том числе:
– на финансирование расходов, связанных с восстановлением и развитием национальной экономики в 2005 году направлено 151,3 млн. руб., что больше показателя 2004 года на 70,3 млн. руб., темп роста составил 186,8%;
– на социально-культурные мероприятия – 183,2 млн. руб., больше чем в 2004 году на 45,0 млн. руб. (рост 132,5%); в том числе: – на образование – 85,7 млн. руб., больше на 16,6 млн. руб. (рост 124,4%); – культуру и искусство – 18,3 млн. руб., больше на 5,6 млн. руб., (рост 144,1%); – здравоохранение – 51,8 млн. руб., больше на 7,5 млн. руб. (рост 116,9%); – физическую культуру и спорт – 9,2 млн. руб., больше на 3,5 млн. руб., (рост 173,6%); – социальное обеспечение и оказание материальной помощи – 18,1 млн. руб., больше на 11,2 млн. руб. (рост 262,3%);
– на науку было направлено 13,5 млн. руб., больше на 1,6 млн. руб. (рост 115,4%);
– на средства массовой информации – 10,5 млн. руб., больше на 1,5 млн. руб. (рост 122,1%);
– на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры – 212,6 млн. руб., больше на 58,4 млн. руб. (рост 137,9%);
– на содержание органов государственной власти – 12,5 млн. руб., больше на 4 млн. руб. (рост 147,1%);
– на содержание органов государственного управления – 58,1 млн. руб., больше на 18,0 млн. руб. (рост 144,9%).
Фактические параметры исполнения государственного бюджета Республики Абхазия за 2000 – 2005 гг. обобщены в таблице 8. Как свидетельствуют данные, содержащиеся в таблице, абсолютные параметры государственного бюджета по доходам и расходам увеличиваются из года в год, а возникающие бюджетные дефициты не столь значительные, чтобы серьезно повлиять на исполнение бюджетных обязательств государства по финансированию различных социальных и других проектов.
Таблица 8
Параметры исполнения государственного бюджета Республики Абхазия за 2000 – 2005 гг., в фактических ценах, млн. руб
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Доходы Расходы Дефицит Профицит |
173,1 176,6 3,5 – |
192,2 192,6 0,4 – |
260,2 241,2 19,0 – |
348,8 361,2 12,4 – |
472,7 694,3 – 3,4
|
709,4 695,7 – 13,7 |
Примечание. Темпы роста подсчитаны в соотношении данных 2004 года к 2003 году.
* Рассчитано по: «Абхазия в цифрах». Стат. сборник. Сухум, 2006.
Законом «О Государственном бюджете Республики Абхазия на 2005 год» доходная часть бюджета республики утверждена в сумме 644,1 млн. руб., а расходная – 648,0 млн. руб., с дефицитом в 3,9 млн. руб.
Основные составляющие доходной части государственного бюджета составляют, млн. руб.:
а) налоговые поступления от государственных и коммерческих предприятий реального сектора экономики – 188,8 млн. руб., или 29,3 % всех поступлений бюджета, в том числе:
– налог на прибыль предприятий – 58,3 млн. руб. (9,1);
– НДС – 105,0 (16,3);
– акцизы – 23,1 (3,6);
– налог на имущество – 2,5 (0,4).
б) поступления от других видов налогов и сборов – 455,3 млн. руб., или 70,7%, в том числе:
– подоходный налог с физических лиц – 66,1 (10,3%);
– государственная и таможенная пошлины – 233,8 (36,3);
– платежи за пользование природными ресурсами (попенная плата, плата за пользование биологическими ресурсами) – 19,4 (3,0);
– налог на землю – 20,1 (3,1%);
– доходы от приватизации жилья – 5,0 (0,8);
– спецналог – 4,1 (0,6).
в) прочие налоги, сборы и другие поступления – 106,4 млн. руб., или 16,5%.
Планируемая структура доходной части государственного бюджета свидетельствует о том, что в 2005 году в реальном секторе экономики не произойдут существенных изменений, хотя по налоговым поступлениям не следует делать окончательные выводы. На, наш взгляд, основной акцент в деятельности Правительства должен быть сделан на введение в действие новых производственных мощностей в различных сферах национальной экономики, включая и малый бизнес, с целью увеличения занятости населения и повышения ее доходов. А малый бизнес, как известно, нуждается в государственной поддержке, в частности, в предоставлении налоговых льгот и различного рода других преференции в осуществлении хозяйственной деятельности.
Финансовые расходы государственного бюджета на 2005 год составляют, млн. руб.:
1. Финансирование основных отраслей национальной экономики и видов деятельности – 94,2 млн. руб., что составляет 14,5% всех расходов государственного бюджета, в том числе:
– на ремонтно-восстановительные работы – 22,0 (3,4);
– на сельское хозяйство – 10,0 (1,5);
– на развитие рыбной отрасли – 3,1 (0,5);
– на строительство дорог – 51,2 (7,9);
– другие расходы на народное хозяйство – 4,4 (0,7).
2. Финансовые ассигнования на социально-культурные мероприятия – 196,6 млн. руб., или 30,3 всех расходов бюджета, в том числе:
– на образование и профессиональную подготовку кадров – 105,9 (16,3);
– на культуру и искусство – 13,2 (2,0);
– здравоохранение – 60,3 (9,3);
– физическая культура и спорт – 10,9 (1,7);
– социальное обеспечение – 6,2(1,0).
3. Финансирование науки – 17,2 млн. руб.(2,7%).
4. Ассигнования на содержание средств массовой информации – 11,1 млн. руб.(1,7%).
5. Финансовые расходы на содержание органов государственной власти – 9,0 млн. руб.(1,4).
6. Финансовые расходы на содержание органов государственного управления – 52,1 (8,1).
7. Финансовые расходы на содержание правоохранительных органов – 118,8 (18,3%);
8. Инвестиции в национальную экономику – 5,5 (0,8);
8. Резервные фонды – 12,8 (2,0).
Общий фонд заработной платы на 2005 год утвержден в сумме 245,9 млн. руб., или 37,9% от общей суммы расходов государственного бюджета, что больше фактического показателя 2004 года на 64,3 млн. руб. (в 2004 г. – 181,6 млн. руб.), тем самым, темп роста составляет 135,2%. Однако, несмотря на положительные тенденций в исполнении бюджетных расходов, у государства имеется задолженность по заработной плате, которая не только не уменьшается, а наоборот, только за 2004 год возросла на 6,6 млн. руб. и на начало 2005 составила 23,5 млн. руб. Основная сумма задолженности приходится на образование, которая составляет 21,1 млн. руб., причем, значится она с 1995 года.