Теория

Методика определения уровня расходования финансовых ресурсов предприятий

Прежде всего, представим предпринимательскую деятельность в виде определенной системы, на входе которой находятся вводимые факторы производства, включающие финансовые средства, рабочая сила, сырье и материалы и другие ресурсы, после чего следует производственный процесс, осуществляемый в определенных зданиях и сооружениях с использованием машин и оборудования, а на выходе получаем готовую продукцию, которая должна быть реализована на рынке с получением соответствующей валовой выручки.

Из валовой выручки, в первую очередь, следует окупить собственные затраты предпринимателя, включаемые, согласно решения Кабинета Министров Республики Абхазия, в себестоимость продукции или издержки производства. Для этой цели из валовой выручки вычитываются валовые материальные и другие денежные затраты:

– стоимость покупного сырья и материалов, расходы на использование топлива, электроэнергии, транспорта, связи, рекламы и др.;

– заработную плату работников предприятий, производящих продукцию;

– средства, направляемые на восстановление износившихся в ходе производственной деятельности основных фондов, зданий и сооружений, машин и оборудования, т.е. амортизационные отчисления;

– средства, направляемые на благотворительные цели в экологические и оздоровительные фонды, общественным организациям инвалидов, религиозным организациям, а также средства, перечисленные учреждениям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культуры и спорта, творческим союзам, но не более 2% от облагаемой базы дохода;

– косвенные платежи, включающие государственные и таможенные пошлины и сборы и др.

В соответствии с Законом «О страховых взносах и платежах во внебюджетные социальные фонды Республики Абхазия» предприятия независимо от формы собственности, из общего фонда начисленной оплаты труда обязаны уплатить страховые взносы и платежи во внебюджетные социальные фонды в размере 20%, что не стимулирует предпринимателей к расширению своей хозяйственной деятельности. Предприниматель должен уплатить и другие виды налоговых платежей, каковыми являются, например, налог на прибыль, ставка которого составляет 18%, от суммы валовой прибыли; налог на имущество, предельный размер который не должен превышать 1% от налогооблагаемой базы; НДС, акцизный налог, земельный налог и др. платежи в соответствии с действующим законодательством.

После уплаты всех необходимых налоговых платежей, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на формирование собственных фондов: фонда потребления, фонда развития, фонда резерва или фонда риска. Фонд потребления включает заработную плату работникам предприятия, пособия и премии работникам, которые составляют не менее 70% от суммы валовой выручки. При этом, не менее 60% от валовой выручки уже должно быть выплачено работникам предприятий в виде заработной платы со всеми удержаниями и отчислениями в бюджет и внебюджетные социальные фонды. На эту сумму должна снижаться налогооблагаемая база прибыли, на что есть объективные основания, т.к. из начисленного общего фонда заработной платы удерживаются платежи во внебюджетные социальные фонды, размер которых, как уже отмечалось, немаленький. Таким образом, из чистой прибыли предприятия, остающейся в распоряжении коллектива, после исполнения своих обязательств перед государством и третьими лицами, в фонд потребления дополнительно попадает примерно 10% денежных средств, что может быть направлено на выплату премий и пособий.

Фонд развития предприятия формируется в целях расширения и реконструкции предприятия, приобретения новых машин и оборудования и другие цели долгосрочного характера, на что у предприятия должно быть накоплено около 20% валовой выручки.

На формирование фонда риска или фонда резерва предприятия необходимо направить не менее 10% валовой выручки. При этом в условиях становления рыночных отношений важно то, что решение о процентном распределении денежных средств на формировании собственных фондов хозяйствующие субъекты принимают самостоятельно.

Выводы об эффективности функционирования предприятий, по данной схеме распределения финансовых средств, можно сделать после реального подсчета результатов, который мы произведем ниже.

Валовая выручка = 5,0 млн. руб.

Себестоимость продукции = 4,1 млн. руб., в том числе:

– фонд заработной платы (60% от валовой выручки) = 3,0 млн. руб.;

– материальные затраты = 0,5 млн. руб.;

– амортизация = 0,1 млн. руб.;

– НДС (10% от валовой выручки)= 0,5 млн. руб.

Валовая прибыль = Валовая выручка – Себестоимость = 5,0 – 4,1 = 0,9 млн. руб.

Налог на прибыль (18% от 0,9) = 0,2 млн. руб.

Чистая прибыль = Валовая прибыль – Налог на прибыль = 0,9 – 0,2 = 0,7 млн. руб.

Фонд потребления (10% от 0,7) = 0,07 млн. руб.

Фонд развития (20% от 5,0) = 1,0 млн. руб.

Фонд риска (10% от 5,0) = 1,0 млн. руб.

Отчисления из фонда заработной платы, равной 3,0 млн. руб. во внебюджетные социальные фонды составляют (20% от 3,0) = 0,6 млн. руб.

Реальный фонд заработной платы = Фонд заработной платы – Отчисления во внебюджетные социальные фонды = 3,0 – 0,6 = 2,4 млн. руб.

Общий фонд потребления предприятия составляет = Реальный фонд заработной платы + 10% от чистой прибыли = 2,4 + 0,07 = 2,47 млн. руб.

Важно заметить, что при распределении из фонда потребления денежных средств между работниками предприятия, они уже в качестве физических лиц дополнительно облагаются подоходным налогом по единой ставке в 10% и 1% от этого дохода они обязаны уплатить в фонд милиции. В случае же распределения предпринимательского дохода, учредители компании облагаются налогом по ставке 15%.

Принципиальным обстоятельством в наших расчетах является факт установления двойного экономического налогообложения доходов хозяйствующих субъектов. На наш взгляд, распределение дохода компании после уплаты всех налогов и отчислений, не должно облагаться никакими другими видами налогов, ибо это противоречит принципу справедливости в налогообложении и ведет к двойному экономическому обложению одной налоговой базы, что не способствует заинтересованности предпринимателей к ее расширению. Другой вопрос, если бы предприниматели уплачивали бы налоги с разных налоговых баз, а не от суммарной ее величины. В нашем же случае, в конечном итоге, из валовой выручки, равной 5,0 млн. руб. предприятие перечисляет во внебюджетные социальные фонды и в государственный бюджет в виде прямых и косвенных налоговых платежей и сборов денежную сумму равную 1,3 млн. руб., что составляет 26%.

В целом, полученный результат находится в пределах оптимального уровня налогообложения, соответствующего общемировым стандартам. Однако, учитывая современное социально-экономическое состояние Республики Абхазия, когда множество предприятий не функционируют, находятся на стадии восстановления или работают на половину производственных мощностей, государственным органам власти и управления необходимо пересмотреть налоговую систему республики в плане целесообразности существования большого количества изолированных друг от друга, а иногда выполняющих идентичные функции, внебюджетных социальных фондов. Это обстоятельство, как уже отмечалось, подталкивает предпринимателей искусственно занижать свои доходы, не показывая реальную сумму оплаты труда в официальных бухгалтерских документах, в том числе и вследствие их чрезмерно высоких ставок, в частности, отчисления в Пенсионный фонд республики. На наш взгляд, для удобства предпринимателей следует установить единый социальный налог, размер которого, в условиях современной Абхазии, не должен превышать 15%. Ставка налога на прибыль также чрезмерно высокая (18%), даже выше такой высокоразвитой стране, как Швейцария, где она составляет 9,8%. Это обстоятельство также вынуждает предпринимателей занижать налогооблагаемую базу прибыли или вовсе уводить ее от налогообложения, ведя двойную бухгалтерию.