Теория

Методология планирования в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки

Важным этапом в деятельности государственных органов управления и планирования в «новых индустриальных» странах Азии и Латинской Америки, в области методологии планирования, является сбор и анализ экономической информации, рассматриваемый в этих странах в качестве предпланового этапа. На этом этапе осуществляется сбор фактических статистических данных об объемах производства в различных отраслях и видах производств национальной экономики, о наличии производственных и финансовых ресурсов, насыщенности внутреннего рынка, численности населения, трудовых ресурсов и т.д. Сбор данных осуществляется как на общенациональном уровне, так и в региональном разрезе. В некоторых видах производств, относящихся к негосударственному сектору экономики, создают определенные трудности для сбора достоверных данных, в связи с чем, статистические органы применяют оценочные методы и непосредственный опрос хозяйствующих субъектов путем анкетирования. Более того, на предплановом этапе, плановые и финансовые органы, учитывая всевозрастающий объем внешней задолженности латиноамериканских стран, который в 2002 году достигал гигантской суммы – 850 млрд. долларов США (в 1992 году – 480 млрд. долларов США) и как следствие большой зависимости экономики этих стран от внешнеэкономических факторов, анализируют состояние валютных планов (платежных балансов) и внешней задолженности, изменения цен на экспортные и импортные товары на мировых рынках. На данном же этапе осуществляется анализ итогов выполнения предшествующих планов развития, выявляются и разбираются причины, помешавшие выполнению поставленных целей и задач, намечаются пути исправления допущенных ошибок, что значительно повышает эффективность выполнения плана на будущий период. Собранная информация о процессах, происходящих в национальной экономике, обобщается и систематизируется, и на ее основе строятся новые цели и задачи плана социально-экономического развития на будущий период. В связи с тем, что любые показатели предварительно плана, содержат элементы прогноза, в ходе планирования апробируются различные варианты проектов планов и выбирается тот, который, по мнению специалистов – разработчиков, получит наибольшую общественную поддержку.

В странах Латинской Америки, достигших наибольшего уровня социально-экономического развития планирование рассматривается как процесс «воздействующий на производство косвенно, путем регулирования инвестиций, контроля над ценами и т.д., при этом государство не выступает всеобщим собственником средств производства».

Тенденции развития экономического планирования в латиноамериканских странах эволюционируются от системы формальных планов 30-40-х годов к программам государственных инвестиций конца 40-50-х годов, к развернутым планам и прогнозам социально-экономического развития 60-х – первой половины 70-х годов, разработанных с помощью традиционных методов планирования, и наконец, к всеобъемлющим (глобальным) планам и программам развития второй половины 70-х – 80-х годов, составленных на базе расчетов на комплексных макроэкономических моделях с использованием современных вычислительных средств и ЭВМ.

Опыт «новых индустриальных» стран Азии и Латинской Америки в области индикативного планирования, в частности сочетания плана и рынка, системы организации планирования, способов и механизмов применяемых при составлении планов, методов осуществления эффективного контроля над реализацией целей и задач планов, необходимых для выбора наиболее выгодной стратегии экономических и социальных преобразований, позволяет сделать однозначный вывод о том, что он довольно полезный и с учетом местной специфики и реалиями сегодняшней действительности можно успешно использовать в условиях Абхазии.

Пермь Питер Пятигорск