Теория

Общие проблемы взаимодействия государства и предпринимательства в условиях Абхазии

Важной проблемой на современном этапе формирования негосударственного предпринимательства в национальной экономике Республики Абхазия является разгосударствление и приватизация имущества государственных предприятий. Решается она в настоящее время, как отмечалось выше, через проведение так называемой малой приватизации и создание мелких и средних предприятий в розничной торговле, общественном питании, незавершенном строительстве и разрушенных войной объектов, путем формирования индивидуальных, групповых или совместных предприятий. Развитие мелкого и среднего производства в Республике Абхазия создает благоприятные условия для развития конкурентной среды в национальной экономике, так как создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор путем насыщения рынка товарами и услугами. Однако, развитие малых предпринимательских форм происходит на нынешнем этапе социально-экономических преобразований в Абхазии в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – в розничном товарообороте, общественном питании, мелком ремонте техники и машин, отдельных видах сельскохозяйственного производства и т.д. Между тем, не охваченной рынком остаются сфера научно-технических новшеств и информации, отдельные сферы реального сектора экономики, таких как, традиционные для Абхазии легкая и пищевкусовая промышленность, за исключением хлебобулочной промышленности и производства безалкогольной продукции, что обусловлено отсутствием правовой базы проведения второго этапа приватизации, охватывающей средние и крупные объекты.

Без целенаправленной государственной экономической политики, ставящей стратегической целью активную, разностороннюю государственную поддержку всех субъектов предпринимательства в Республике Абхазия, в том числе и негосударственных, нельзя будет рассчитывать на повышение реальной экономической эффективности функционирования национальной экономики. Тем более опыт развития негосударственного предпринимательства в зарубежных странах свидетельствует о том, что в современных условиях оно не может динамично развиваться без соответствующей государственной поддержки и системы мер государственного регулирования. Современные рыночные отношения представляют собой сложную систему социально-организационных и экономических отношений, при которой свобода предпринимательства обеспечивается свободой производителя и потребителя, продавца и покупателя, формированием спроса и предложения, экономической состязательности, установлением одинаковых со стороны государства «правил игры» для всех субъектов предпринимательской деятельности. Основным методом организации экономических взаимоотношений субъектов предпринимательства является сочетание принципа свободы с принципом социального выравнивания. Социальное выравнивание обуславливает необходимость ориентации свободного предпринимательства на социальную защиту всех слоев населения: предпринимателей, менеджеров, наемных работников, продавцов и покупателей. Рыночная экономика наиболее эффективно проявляет свои созидательные функции в условиях свободной конкуренции, как и в свободном предпринимательстве. Однако каждый предприниматель стремится обеспечить себе устойчивое монопольное положение на рынке или на отдельных его сегментах, в котором достигают цели более крупные предприятия.

Государство в условиях рынка выступает гарантом создания условий для конкуренции как подлинной состязательности хозяйствующих субъектов, социальной направленности предпринимательской деятельности на всех уровнях национальной экономики. В целом, государственное регулирование негосударственного предпринимательства представляет собой систему экономического, правового, социального и организационного обеспечения направленное на создание условий предпринимательским структурам для эффективного, устойчивого и динамичного развития. Значительно возрастает роль государства в период формирования негосударственного предпринимательства и в условиях глубоких социально-экономических и политических преобразований, о чем свидетельствует опыт как «новых индустриальных» стран, так и стран с переходной экономикой. Данное обстоятельство приобретает особую значимость в современных условиях Республики Абхазия, имея в виду, что в республике в послевоенный период, в условиях разрушенной и разбалансированной национальной экономики и в неблагоприятной внешней среде происходят процессы формирования рыночных институтов и соответствующей правовой базы.

Пермь Питер Пятигорск