Теория

Показатели, определяющие эффективность внешнеэкономических связей

Известно, что чем выше уровень экономического развития страны, тем активнее и разнообразнее и формы ее внешнеэкономических связей и, следовательно, участие страны в мирохозяйственных процессах может отражать и уровень ее экономического развития. Наиболее распространенными в мировой практике показателями, определяющими эффективность внешнеэкономических связей страны, являются нижеприводимые параметры.

1. Экспортная квота, определяемая соотношением объема экспортируемых товаров и услуг к ВВП страны; а на уровне отрасли или видов производств – это удельный вес экспортируемых товаров и услуг от общего объема производства. Так, по официальным данным доля экспорта в совокупном объеме произведенной продукции в 2005 году составила всего 12,5%, а на 2006 год индикативным планом социально-экономического развития Республики Абхазия предусматривается увеличение этой доли до 14,2%, что не впечатляют.

2. Структура экспорта, т.е. соотношение или удельный вес экспортируемых товаров по видам и степени их переработки, что позволяет выделить сырьевую или машинно-техническую направленность экспорта и показывает роль страны в международной отраслевой специализации или в международном разделении труда. Как уже отмечалось, в Республике Абхазия, на наш взгляд, еще долгое время будет превалировать сырьевая направленность экспорта. Однако в последнее время в связи с активным развитием курортно-туристической сферы в республике, чему благоприятствуют объективные предпосылки, как природно-климатические и в целом наличные рекреационные ресурсы, услуги в данной сфере можем рассматривать как экспортную отрасль. С учетом этого фактора и благоприятной внешней среды, можно констатировать, что республика в ближайшее время способна занять достойное место в международной специализации и разделении труда.

Основными партнерами Абхазии по экспорту в течение последних лет являются Россия, на долю которой приходится 50% от объема всего экспорта, Турция (48%). В Россию вывозилась сельскохозяйственная продукция (чай, орех, табак, цитрусовые культуры, лавровый лист, мимоза, овощи), вино, пиломатериалы, в Турцию – рыбу, уголь, металлолом, круглый лес, шпон. Отдельные виды продукции в незначительном количестве вывозились в Республику Беларусь (вино), Корею и Испанию (пиломатериалы).

3. Структура импорта, в особенности соотношение между объемами ввозимого в страну сырья и готовой продукции, которая свидетельствует о зависимости экономики страны от внешнего рынка и об уровне развития отраслей национальной экономики. Основными торговыми партнерами Абхазии по импорту в 2005 году были Российская Федерация, на которую приходится 66,0% от всего импорта, Румыния – 29,0%, Кипр – 3,0%, Турция – 1%, Болгария – 0,5% и Чехия – 0,5%. Из Росси завозились промышленные товары, в том числе машины и оборудование (24,1%), продовольственные товары (26,3%), алкогольная и табачная продукция (10,2%); из Турции – промышленные товары (24,1%), продовольственные товары и стройматериалы; из Румынии и Кипра завозились бензин и дизтопливо, а из Болгарии и Чехии – сахар.

4. Показатель относительной валютной эффективности экспорта товара (Ээ) определяется делением валютной выручки от экспорта этого товара на величину внутренних национальных затрат на его производство и реализацию:

Ээ = ВВэ : НЗэ, где

ВВэ – валютная выручка от экспорта товара;

НЗэ – национальные затраты на производство и транспортировку экспортного товара.

Данный показатель характеризует количество валюты, приобретаемой на 1 рубль национальных затрат. Чем выше показатель относительной валютной эффективности экспорта, тем эффективнее экспорт. Другими словами данный показатель позволяет оценить отдачу от вложений в экспортно-импортную деятельность в расчете на один авансированный доллар США. Расчет можно проиллюстрировать на простейшем примере. В 2005 году Администрация г. Сухум отправило греческой фирме «Европа» 38,4 тонн ореха-фундука на сумму 42,2 тыс. долл. США. При закупочной цене 1 кг ореха = 13,5 руб., указанные 38,4 т обошлись Администрации г. Сухум в 518,4 тыс. руб., что в пересчете на валюту составляет 17,3 тыс. долл. США (1 долл. = 30,0 руб.). Итак, можно вычислить эффективность, используя вышеприведенную формулу: Хэ = 42,2 : 17,3 = 2,44. Это означает, что отдача валюты на 1 авансированный доллар = 2 доллара 44 цента, свидетельствующий о выгодности экспорта данного товара.

5. Показатель относительной валютной эффективности импорта товара (Эи) определяется по формуле:

Эи = НЗи : ВЗи, где

НЗи – национальные затраты импортного товара;

ВЗи – валютные затраты на оплату импортных товаров.

В результате определения относительной валютной эффективности импорта различных товаров можно узнать, сколько рублей экономится на импорте данных товаров в пересчете на валюту.

Пермь Питер Пятигорск