Теория

Правовая основа индикативного планирования в Республике Абхазия

В Республике Абхазия с начала 90-х годов, с началом перехода к рыночной экономике, среднесрочное и годовое планирование уступило место текущим, месячным, квартальным оперативным мерам по решению наиболее острых социально- экономических проблем восстановления разрушенного войной производства, его материально-сырьевого обеспечения. Применяемые меры государственного регулирования носили в основном административный характер.

Новый этап в планировании национальной экономики в республике практически начался с принятием в 2001 году Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Абхазия», который определяет цели, содержание, порядок разработки и рассмотрения плановых документов в республике.

Необходимость принятия данного Закона была продиктована осознанием в обществе того факта, что страна не может стабильно развиваться без определенных целей и задач на предстоящий период, без использования комплекса мер и средств госрегулирования, каковые содержит индикативный план. Кроме того, принимаемые отдельными государственными органами управления решения начали вступать в противоречие. Потребность в наличии документа, координирующего решения исполнительных органов управления давно существовала.

Согласно Закону «Годовой индикативный план социально-экономического развития Республики Абхазия – система показателей социально-экономического, научно-технического, инвестиционного, экологического, территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год, обеспечивающих реализацию приоритетов Программы социально-экономического развития Республики Абхазия, а также механизмы реализации указанных целей и задач».

Непосредственно разрабатывает проект годового индикативного плана Министерство экономики с участием других экономических министерств и ведомств, как например, Министерство финансов, Управление Государственной статистики, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Министерство сельского хозяйства и продовольствия и другие под руководством Кабинета Министров Республики Абхазия.

Утверждает годовой индикативный план Кабинет Министров Республики Абхазия.

По Закону, индикативные планы должны содержать прогноз выполнения программы социально-экономического развития на соответствующий год и индикативного плана текущего года; основные цели и направления социально-экономического развития страны на предстоящий год; направления структурной политики и институциональных преобразований; меры государственного регулирования развития экономики; индикативные показатели социально-экономического развития Республики Абхазия на предстоящий год; индикативные показатели развития районов Республики Абхазия и г. Сухум; ориентиры развития внешнеэкономических связей; перечень государственных целевых программ, подлежащих выполнению в текущем году, с указанием сумм финансирования и ожидаемых результатов их выполнения.

Для государственного сектора экономики Абхазии показатели индикативного плана носят обязательный характер, а для негосударственного сектора – рекомендательный характер.

В целях осуществления контроля над ходом выполнения показателей, содержащихся в индикативном плане, Кабинет Министров и Национальный банк Республики Абхазия обеспечивают ежеквартальный мониторинг состояния экономики Республики Абхазия и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении страны. Кроме того, ежегодное послание Президента Республики Абхазия, с которым он обращается к Народному Собранию, должен содержать специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития и уточнению указанной программы, исходя из анализа выполнения индикативного плана за предшествующий год.

По Закону, утвержденный Кабинетом Министров Республики Абхазия годовой индикативный план вместе с проектом Государственного бюджета республики на предстоящий год представляется для рассмотрения в Народное Собрание Республики Абхазия. Однако, по нашему мнению, Государственный бюджет должен представлять собой инструмент реализации национальной программы не только на один год, но и на среднесрочный период.

Органы местного самоуправления Республики Абхазия с учетом местной специфики также разрабатывают индикативные планы социально-экономического развития соответствующих территорий, исходя из контрольных показателей, содержащихся в годовом индикативном плане социально-экономического развития Республики Абхазия и представляются на рассмотрение и утверждение местных собраний.

Пермь Питер Пятигорск