Теория

Принципы и цели Концепции интеграционного сотрудничества

В целях эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов функционирующих в Республике Абхазия и Российской Федерации, в частности в Северокавказском регионе, на наш взгляд, следует разработать и общую Концепцию взаимовыгодного интеграционного сотрудничества. При ее формировании, прежде всего, необходимо учитывать, что в общее экономическое пространство добровольно объединяются хозяйственные системы, расположенные в разных регионах, в том числе и за пределами Российской Федерации, в Республике Абхазия, Южной Осетии, Крыму и Луганской области Украины. Поэтому единый воспроизводственный процесс в общем экономическом пространстве интегрирующихся регионов будет представлять собой систему взаимодействующих воспроизводственных процессов, входящих в Ассоциацию экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа. Для целенаправленного осуществления экономического взаимодействия этих регионов необходимо проведение согласованных регулирующих действий на уровне высших органов государственного управления данных субъектов Ассоциации. При этом надо учитывать, что субъекты, входящие в Ассоциацию, как отмечалось, имеют разный уровень социально-экономического развития. Неравномерность в их развитии является следствием различной глубины экономического спада в них, обусловленной действием следующих основных факторов:

— объективно различной зависимостью хозяйственных систем регионов от дезинтеграции единого в прошлом экономического пространства вследствие разных масштабов экономики субъектов, входящих в Ассоциацию, уровня комплексности их развития, степеней обеспеченности собственными ресурсами, прежде всего, топливно-энергетическими;

— объективно различной адаптируемостью экономик регионов к требованиям мирового рынка, в основе которой лежат разные направления экономической специализации регионов и уровни наличия и освоенности природных ресурсов, пользующихся спросом на мировом рынке, прежде всего топливных и минерально-сырьевых;

— разными подходами к проводимым в регионах рыночным преобразованиям, которые проявляются в сохранении или ослаблении управляемости и регулируемости их экономик;

— наличием или отсутствием социально-экономической и политической стабильности в том или ином регионе.

Из вышесказанного следует, что объединяющиеся регионы обладают существенными различиями, в связи с чем, имеются и определенные препятствия для их объединения в единое экономическое пространство и последующего эффективного развития под воздействием чисто рыночных регуляторов. В целях наиболее эффективного и безболезненного объединения хозяйственных систем субъектов Ассоциации важное значение имеет применение основных и наиболее эффективных способов государственного регулирования интеграционных процессов, осуществляемых высшими органами государственного управления регионов. Для этого требуется, на наш взгляд, разработать с участием специалистов, представителей всех субъектов, входящих в Ассоциацию экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, общую Концепцию межрегионального государственного регулирования интеграционных процессов. Подобная Концепция, по нашему мнению, может базироваться на следующих основных принципах:

● осуществление экономической интеграции исходя из общих региональных и национальных целей, входящих в Ассоциацию субъектов;

● обеспечение добровольного объединения субъектов Ассоциации в единое экономическое пространство путем применения системы межрегионального государственного регулирования их воспроизводственных процессов, действующей исходя из общих региональных и национальных целей развития субъектов Ассоциации;

● использование в межрегиональном регулировании системы национальных механизмов государственного регулирования, предварительно согласовав их со всеми субъектами, входящими в Ассоциацию;

● воздействие системы межрегионального государственного регулирования на каждый субъект, входящий в Ассоциацию с помощью взаимосвязанных макроэкономических регуляторов:

а) согласованных всеми участниками Ассоциации национальных и региональных темпов и пропорции развития;

б) включающих укрупненные параметры межрегиональных экономических связей необходимых для достижения поставленных общих целей и задач развития.

В целях осуществления базовых принципов межрегионального государственного регулирования, на наш взгляд, необходимо:

▼устранение препятствий во взаимной торговле субъектов Ассоциации через образование зон «свободной торговли»;

▼согласование развития национальных и региональных воспроизводственных процессов субъектов Ассоциации в общем региональном хозяйственном пространстве;

▼формирование и синхронизация экономических, в том числе налоговых систем;

▼создание валютного, денежно-кредитного, таможенного и экономического союза;

▼осуществление отраслевой экономической специализации субъектов Ассоциации;

▼создание специализированных фондов финансирования наиболее перспективных инвестиционных проектов, способствующих реализации интеграционных процессов;

▼формирование условий, способствующих свободному движению товаров, услуг, рабочей силы и капиталов в пределах общего экономического пространства Ассоциации;

▼изучение возможностей формирования наднациональных органов межгосударственного и межрегионального регулирования.

Пермь Питер Пятигорск