Теория

Разновидности индикативных планов в зарубежных странах

Разрабатываемые ныне развитыми и развивающимися странами индикативные планы в большинстве своем представляют собой планы-программы или прогнозы, т.к. ресурсная обеспеченность плановых показателей на перспективу преимущественно имеет прогнозный характер. Так, например, в Японии общегосударственные планы социально-экономического развития носят индикативный характер в силу того, что они формально не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общественных интересах.

По мнению китайского ученого Ли Цзиньвэня «макроэкономическое планирование в Китае основано на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании последнего», однако поскольку деятельность предприятий государственной системы осуществляется в условиях экономической самостоятельности, «планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер».

Монгольский ученый, д.э.н., профессор Т. Дорж и российский ученый, д.э.н., профессор Орешин В. П. считают, что «в развитых странах Запада такая система регулирования экономики – индикативное планирование – включает в себя целый комплекс работ по формированию общенациональных, региональных, отраслевых программ развития, методов мобилизации ресурсов как государства, так и негосударственных экономических субъектов для реализации общенациональных и региональных целей и задач развития…, что индикативный план многообразный процесс и включает в свой состав индикативный план как способ ориентации хозяйствующих субъектов на выбор наиболее эффективной для них стратегии развития своих предприятий. Вместе с тем это основной инструмент выбора рациональной политики для государственных органов разного уровня…программы развития отдельных секторов единого хозяйственного комплекса страны (научно-технические, региональные, социальные, экологические и пр.); инструмент прямого государственного воздействия на развитие социально-экономической сферы; систему показателей косвенного воздействия государственных органов на экономическое и социальное развитие страны».

Российские ученые В. Дудкин и Ю. Петров считают, что индикативное планирование выступает «в качестве совокупности процедур согласования (координации) процессов: а) макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством; б) территориального планирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей; в) микропланирования, реализуемого в планах предприятий; г) мезопланирования, т.е. планирования отраслей, подотраслей…».

Белорусские ученые Н. И. Базылев и С. П. Гурько считают, что индикативное планирование типично для смешанной экономики, т.к. плановые нормативы содержат здесь лишь общие контуры государственного прогноза, но могут включать более четкие ориентиры в области государственных расходов и капитальных вложений, поэтому главной задачей индикативных планов выступает координация использования государственных ресурсов без вмешательства в оперативные действия предпринимателей.

Довольно категоричный, но совершенно справедливый и объективный вывод делает российский ученый, д.э.н., А. Амосов, который убежден, что «восстановление планирования является необходимым условием для возрождения России».

Индикативное планирование в условиях Республики Абхазия может стать реальным инструментом реализации социально-экономической политики государства, комплексным средством воздействия на процесс становления рыночной экономики. На данном этапе оно является объективным и закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности Правительства Республики Абхазия, поскольку, разрабатываемые в республике до 2002 года годовые прогнозы социально-экономического развития содержали, наряду с объемными прогнозными показателями и систему экономических регуляторов, государственные заказы, задания административным территориальным единицам и отдельным субъектам экономики и др. т.е. выходили за рамки чистого прогнозирования.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что индикативное планирование дает возможность органично и комплексно соединить в одном документе концепцию социально-экономического развития страны, государственные прогнозы и программы функционирования национальной экономики, системы экономических средств государственного воздействия в целях стабильного социально-экономического развития и приспособления экономики страны к меняющимся условиям, в связи с чем, ее необходимость в качестве комплексного средства воздействия на социально-экономические процессы в условиях переходной экономики постоянно усиливается.