Теория

Регулирование налично-денежного обращения в республике

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим налично-денежное обращение в республике, является Указ Президента страны «О мерах по упорядочению денежного обращения в Республике Абхазия» от 30 мая 2002 года. Указ обязывает предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовой формы хранить свои денежные средства в банках Республики Абхазия, производить расчеты по своим обязательствам с другими юридическими лицами исключительно через банки Абхазии и сдавать в банки всю денежную наличность сверх установленных ежеквартально, обслуживающими банками лимитов остатка кассы юридического лица. Ограничивающими деятельность хозяйствующих субъектов являются следующие положения Указа: а) в случае, когда хозяйствующие субъекты вывозят денежные средства из республики на приобретение сырья, обязаны в течение месяца с момента снятия денег на эти цели завести на эту сумму материальные ценности или вернуть денежные средства в Абхазию; б) запрещается предприятиям открывать счета в зарубежных банках без специального разрешения Национального банка и Министерства по налогам и сборов. По нашему мнению, если пункт «а» ограничения не вызывает возражения ибо направлен на обеспечение республики наличными деньгами и их учету и контролю, то пункт «б» не вписывается в рамки принципов рыночной экономики. Напротив, в условиях глобализации мирохозяйственных связей, национальным хозяйствующим субъектам необходимо предоставлять свободу действий и в этой сфере, а осуществление контроля и учета их деятельности за границей – это дело соответствующих фискальных органов республики, их возможности по налаживания сотрудничества с аналогичными службами в других странах. Сегодня органы государственной власти и управления республики должны быть заинтересованы в максимальных контактах отечественных хозяйствующих субъектов с зарубежными партнерами, в использовании в общегосударственных нуждах денежные и другие средства «теневого капитала». Вряд ли подобными запретительными или разрешительными мерами, возможна легализация теневого бизнеса. Здесь также государству необходимо применение привлекательных мер. Когда хозяйствующему лицу, решившему заняться предпринимательством за границей, станет выгодно сотрудничать с программой государства, что реально произойдет в том случае, когда последний экономически заинтересует теневой капитал предоставлением ему различного рода услуг, относящихся внешнеэкономической деятельности, как например, информационные, защита интересов национальных предпринимателей на мировых рынках, оказание содействия в случае их дискриминации со стороны иностранных государств и т.п.

Состояние движения и наличия денежных средств, на наш взгляд, должно находится под наблюдением Национального банка, ибо от этого зависит бесперебойное функционирование национальной экономики и всех ее звеньев. Кроме того, оперативный контроль дает возможность незамедлительно реагировать на состояние денежной обеспеченности и осуществлять соответствующее регулирование кассовых ресурсов. При этом мы должны учитывать, что Республика Абхазия не имеет национальной денежной единицы и в этом плане выполнение данной функций всегда будет малоэффективной. Но, по нашему убеждению, использование российского рубля в качестве основной денежной единицы на территории Республики Абхазия вполне оправдано и отвечает ее стратегическим интересам, т.к. единая денежная единица является одним из существенных предпосылок формирования единого экономического пространства. Как отмечалось выше, основной вектор развития национальной экономики Абхазии направлен на ее интеграцию в российскую экономику, что может способствовать ускоренному восстановлению разрушенного войной хозяйства и обеспечению эффективного развития. Динамика поступления и расходования наличных денежных средств через кассы банков Республики Абхазия за 2000-2006 гг. отображена в таблице 7.

Таблица 7. Динамика поступления и расходования наличных денег в Республике Абхазия за 2000-2006 гг. млн. руб.

 

 

 

 

                                               Г о д ы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Т.р.,%

Поступл.

денег

Расход.

денег

Остаток

денег

 

 

 

884,6

 

 

860,2

 

 

24,4

 

 

 

1209,9

 

   1184,4

 

        

25,5

 

 

 

 

1437,7

 

 

1396,7

 

 

41,0

 

 

 

1875,1

 

 2010,1

 

 

-135,0

 

 

 

 

 

3187,8

 

 

3147,8

 

40,0

 

 

4624,9

 

4715,3

 

-90,4

 

 

145,1

 

 

149,8

 

  

 

 

Из таблицы видно, что за исключением 2004 и 2006 годов поступления наличных денег постоянно превышали их расходование, что свидетельствует об обеспечении наличными деньгами потребностей населения, хозяйствующих субъектов и государства.

Значительные суммы через кассы банковской системы проходят и в долларах США. В частности за 2005 год оборот по их приходу составил 38,8 млн. долл. США и по сравнению с 2004 годом увеличился на 15,2%. В рублевом эквиваленте, при среднем курсе доллара США за 2005 год 28 руб. 41коп., поступления составили 1102,0 млн. руб., или 34,6% от суммы поступлений в рублях Российской Федерации.

Пермь Питер Пятигорск