Теория

Содержание процесса индикативного планирования

Индикативное планирование как комплексное средство государственного регулирования экономики, является основным методом реализации социально-экономической политики государства способным реально повлиять на ход функционирования рыночной экономики. Оно способно обеспечивать решение многих социально-экономических проблем, разрешение которых только рыночными способами без мер государственного воздействия невозможно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития страны, обеспечивающей достижение на макроэкономическом уровне сочетания централизации информации с децентрализацией принятия хозяйственных решений, конечной целью которой является стабильное социально-экономическое развитие страны в интересах всех слоев общества. Подобное планирование, как правило, не имеет директивного характера, а носит направляющий, регулятивно-стимулирующий и рекомендательный характер. При этом мы должны иметь в виду, что рынок, как таковой, не может быть самоцелью общества. Ему нужна высокоэффективная и социально-ориентированная экономика, восприимчивая к нововведениям, способная обеспечить высокий уровень и качество жизни всех слоев населения. В связи с этим государство должно регулировать не столько сам рынок, сколько условия, влияющие на него, каковыми являются развитие и размещение производительных сил, специализация предприятий, рациональное использование природных, материальных, финансовых, трудовых ресурсов и т.д. Законы рынка по своей сути способны определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами, что наглядно показал финансовый кризис, поразивший российскую экономику в конце 90-х годов, что негативно отразилось и на экономике Республики Абхазия. В этом и состоит ограниченность рынка, что диктует необходимость осуществления индикативного планирования всей национальной экономики, рационального сочетания рыночных начал с планомерностью и плановым регулированием экономики.

В условиях переходной экономики суть индикативного планирования состоит не в разработке и доведении до хозяйствующих субъектов многочисленных показателей, а в научно обоснованной постановке целей и задач предстоящего развития и выработке действенных механизмов, денежно-кредитных, налогово-бюджетных, инвестиционных, внешнеэкономических и других инструментов, привлекающих хозяйствующие субъекты к участию в выполнении принятых планов.

Необходимость индикативного планирования на уровне всей национальной экономики продиктована многими причинами, а именно без общенационального планирования невозможно увязать интересы государства, общества, отдельных социальных групп, регионов и хозяйствующих субъектов, нередко не совпадающих, а чаще всего противоречащих друг другу; глобальные проблемы национальной экономики, такие как рациональное природопользование и охрана окружающей среды, продовольственная обеспеченность и в целом экономическая безопасность страны, возможно решать лишь в рамках долгосрочной перспективы в общенациональном масштабе; рынок углубляет региональные диспропорции, поддерживая только те, которые обладают развитой инфраструктурой и высоким производственным потенциалом; рынок не способен обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие на уровне всей национальной экономики; значимость индикативного планирования возрастает в условиях перехода к рынку, т.к. для проведения рыночных преобразований необходим комплекс целевых государственных программ, т.е. необходимо наличие четко продуманного плана.