Теория

Общие выводы теоретических аспектов государственного регулирования рыночной экономики

Государственное регулирование используется в интересах всего общества, содействуя, в одних случаях, активизации деятельности нужных обществу форм хозяйствования, а в других случаях, ограничивая или вовсе подавляя их деятельность, если она наносит вред обществу. Государство при помощи правового регулирования гарантирует равные условия хозяйствования всем субъектам экономики, стабильность правил экономического поведения, способствует проявлению эффективных сторон рыночных отношений и, в случае необходимости ограничивает их негативные последствия. Государство в условиях рынка устанавливает общие правила поведения хозяйствующих субъектов, определяет их ответственность за нарушение этих правил, а также контролирует выполнение установленных правил всеми субъектами экономики, включая и само государство, но в то же время, оно исключает прямое вмешательство в деятельность экономических структур. И здесь необходимо, на наш взгляд, сделать акцент на одном очень важном вопросе, а именно о степени возможного «вмешательства» государства в рыночную экономику и в этом смысле, нельзя не согласиться с мнением ученых Института США и Канады РАН, которые, исследуя американскую модель взаимодействия государства и рынка замечают, что «действительно если государство стремиться подменить или даже в определенной мере заменить рынок и конкуренцию, то тут налицо реальное вмешательство. Но в случае, когда государство выступает лишь гарантом «правил игры», гарантом рынка и конкуренции, то в этой части оно органически вписывается в рыночные принципы поведения».

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства в общенациональных масштабах. И связано это с тем, что наряду с проблемами социально-политического характера, государство решает различного рода задачи чисто экономического плана, такие как стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение структурных сдвигов в экономике, поддержка экспортных производств и др. Формы и масштабы государственного воздействия на рыночную экономику, определяются характером и остротой экономических, социальных и политических проблем, стоящих перед странами в конкретный период.

В силу разнообразных причин, наиболее эффективный механизм государственного влияния в рыночную экономику сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Швеции, Нидерландах, Австрии, Испании и др.), в Японии, Китае, ряде быстроразвивающихся стран Азии (Южная Корея) и латиноамериканских странах (Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, Чили и др.). Относительно иной характер носит деятельность государства в США, Канаде, Австралии, где в отличие, например от Европы, не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны. Тем не менее государство и в этих странах играет важную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры рынка и национальной экономики в целом, например, при высоких уровнях безработицы и инфляции, что позволило Всемирному банку отметить в отчете о мировом развитии за 1997 год «Государство в меняющемся мире», что «именно возросшее влияние государства переместило акцент с количественного аспекта государственного влияния на качественный, другими словами, внимание переместилось с размера государства как такового и объема его вмешательства на его эффективность и степень удовлетворения нужд населения».

Особенно значима роль государственного влияния в экономику в трансформационный период, в странах, осуществляющих переход от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике. Тем не менее, и здесь государственное регулирование экономики, являясь частью общей государственной политики, составляет неотъемлемый элемент механизма функционирования современной рыночной экономики.

Таким образом, государство играет важную роль в современной рыночной экономике, создавая нормативно-правовую базу ее эффективного функционирования, регулируя рыночную среду с применением особых, подвластных только ему средств воздействия, восполняя, тем самым, недостатки объективно присущие рынку. Кроме того, усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к формированию новых социально-экономических и политических проблем, связанных с национальной безопасностью, миграцией населения и рабочей силы, экологией, образованием, научными исследованиями и т.д. Появляется необходимость проведения целенаправленной общегосударственной экономической политики, которая решается с использованием специальных форм и методов государственного воздействия на рыночную экономику.