Теория

Врачебно-педагогические наблюдения на тренировках, соревнованиях и в бытовых условиях

В спортивной медицине используются разнообразные формы работы. Это первичные, повторные, дополнительные и углублённые врачебные обследования, медико-спортивные консультации, диспансеризация ведущих спортсменов, медицинское обеспечение соревнований, оздоровительные, лечебные и профилактические мероприятия и др. Большую роль играет предупредительный и текущий санитарно-гигиенический надзор, наблюдения за условиями проведения тренировок и соревнований. Чрезвычайно важно постоянно вести научно-методическую и санитарно-просветительную работу.

Даже используя самые современные методы диагностики невозможно получить полное представление о функциональном состоянии организма спортсмена, его адаптированности к нагрузкам, интенсивности восстановительных процессов и т.д., если проводить соостветствующие исследования только в кабинете врача. Подобные исследования необходимо дополнять совместными (с тренером) врачебно-педагогическими наблюдениями, проводимыми в естественных условиях специфических нагрузок тренировки и соревновний.

Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) это эффективная форма работы в спортивной медицине, осуществляемая, совместно, врачом и тренером, в местах проведения тренировок, соревнований. Целью наблюдений является оценка воздействия на организм физических нагрузок или иных стрессоров (климатические факторы, смена часовых поясов и др.), определение уровня тренированности спортсменов, оценка здоровья, адаптационных возможностей и т.д. Такие наблюдения позволяют определить «срочный, отставленный, кумулятивный» тренировочные эффекты, индивидуализировать и оптимизировать управление тренировочным процессом, соревновательной деятельностью.

Трудно переоценить пользу проведения подобных наблюдений в местах проживания спортсменов, где должно обеспечиваться эффективное восстановление их работоспособности, лечение, реабилитация. Врачебно-педагогические наблюдения проводятся в гостиничных номерах, где проживают спортсмены, выезжая на учебно-тренировочные сборы и соревнования, в купе вагонов, салонах самолётов и автобусов. Уместно, и чрезвтычайно полезно, периодическое наблюдение за спортсменом в домашних условиях.

Такие наблюдения обязательны для выявления некоторых симптомов сотрясения головного мозга, которые могут появиться через несколько часов после травмы. С запаздыванием может появиться и нарастать головная боль, состояние оглушенности (дезориентация), когда травмированный спортсмен может совершать нелепые поступки или задавать «странные» вопросы товарищам по команде или членам семьи и т.д. Он может утратить ориентацию и не узнавать товарищей, друзей, не ориентироваться в месте и времени и т.д.

Здесь, в домашних условиях, проводя наблюдения, можно оценить роль и влияние членов семьи в обеспечении оптимальных условий (организация сна, питание, самоконтроль и др.) для восстановления спортивной работоспособности. Проведение врачебно-педагогических наблюдений в домашних условиях может быть обусловлено необходимостью пролонгированного исследования. Это даёт возможность оценить «отставленные эффекты» тренировок, определить интенсивность восстановительных процессов, выявить самые ранние признаки переутомления, астении и т.п.

Чрезвычайно полезную информацию получает спортивный врач, измеряя «базовое артериальное давление» и пульс у спортсмена утром в постели, ещё до того, как он встанет. Эти, вечернее и утреннее, исследования позволяют точнее оценить функциональное состояние и принимать обоснованное решение об уровне индивидуальных нагрузок в предстоящих тренировках или соревнованиях.

Основные задачи врачебно-педагогических наблюдений:

– исследование и оценка состояния здоровья спортсменов,

– исследование и оценка функционального состояния, адаптационных

возможностей организма спортсмена,

– оценка адекватности средств и методов тренировки её задачам

и возможностям организма спортсмена,

– оценка интенсивости восстановления организма спортсмена,

средств и методов восстановления, определение их

эффективности,

– оценка уровня организации учебно-тренировочного процесса

и гигиенических условий труда и быта спортсменов,

– селекция,

– подготовка заключения (диагноз) и рекомендаций по лечебным,

восстановительным, профилактическим мероприятиям,

– разработка плана последующих врачебно-педагогических

наблюдений за спортсменом.

– Организация врачебно-педагогических наблюдений

Инициатива в постановке задач ВПН может принадлежать тренеру или врачу спортивного коллектива. К проведению наблюдений могут привлекаться «узкие специалисты» – физиолог, психолог, биохимик, специалист в области теории и методики спортивной тренировки и др.