Бюджет

Основные приоритеты бюджетных расходов

Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2008–2010 гг. следует исходить из необходимости финансового обеспечения принятых решений по реализации крупных программ и проектов, имеющих общенациональное значение.
Необходимо обеспечить выделение средств на реализацию приоритетных национальных проектов. При осуществлении проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» особое внимание необходимо обратить на расширение государственной поддержки создания коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства.
Соответствующим финансированием должны быть обеспечены мероприятия по развитию агропромышленного комплекса, которые сконцентрированы в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.
В 2010 г. предстоит осуществить первые фактические выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала. Необходимо сформировать систему управления средствами материнского капитала и предусмотреть необходимые бюджетные расходы.
Необходимо увеличить расходы на образование и здравоохранение.
Необходимо определить сроки поэтапного повышения МРОТ до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. При повышении заработной платы работников бюджетной сферы необходимо учитывать финансовые возможности субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований.
Правительству РФ необходимо принять решения, которые позволят главным распорядителям бюджетных средств в пределах средств, предусмотренных на оплату труда, вводить для подведомственных бюджетных учреждений системы оплаты труда, отличающиеся от Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Применение таких систем должно обеспечить соответствие качества труда работника и уровня его оплаты, а также достижение достойного уровня заработной платы в бюджетной сфере.
Необходимо решить задачу доведения размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера.
Появляется необходимость в более активных действиях по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры.
Необходимо существенно увеличить пропускную способность и повысить безопасность автомобильных дорог. При этом финансовое обеспечение соответствующих мероприятий должно осуществляться не только за счет увеличения объемов финансирования из бюджетов, но и за счет привлечения средств из внебюджетных источников. Увеличение расходов на нужды дорожного хозяйства необходимо осуществлять сбалансированно, с учетом необходимости обеспечения как строительства новых, так и поддержания в нормативном состоянии существующих автомобильных дорог. Значительную часть государственного финансирования строительства и реконструкции дорог целесообразно осуществлять из Инвестиционного фонда Российской Федерации с учетом возможностей привлечения частного софинансирования.
Необходимо расширить масштабы строительства и модернизации взлетно-посадочных полос в российских аэропортах, что особенно значимо для развития Дальнего Востока.
Целесообразно уделить особое внимание использованию концессионных механизмов, а также ускорить процесс передачи большей части аэропортовой инфраструктуры в собственность субъектов РФ.
Еще одной неотложной задачей можно назвать надежное энергообеспечение экономики и населения, устранение препятствий для развития экономической и социальной сфер, связанных с дефицитом электроэнергии. В федеральном бюджете следует предусмотреть необходимые средства на развитие электросетевого хозяйства, атомной и гидроэнергетики.
Необходимо продолжить решение вопросов по применению программно-целевых методов ядерной и радиационной безопасности, развития электронной компонентной базы, инфраструктуры космодромов, наноиндустрии, обеспечения жильем военнослужащих.
Средства федерального бюджета, которые выделяются государственным академиям наук на проведение научных исследований, должны быть сосредоточены главным образом в программе фундаментальных научных исследований и предоставляться преимущественно в форме субсидий, а также грантов.
Необходимо начать широкое применение современных механизмов государственной поддержки развития судостроения и авиастроения.
Государственная поддержка развития производственной инфраструктуры, стимулирования инновационной деятельности должна основываться в том числе на максимальном использовании государственных институтов развития, прежде всего Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Инвестиционного фонда РФ, Российской венчурной компании.