Бюджет

Виды и органы финансового контроля

Финансовый контроль предопределяется сущностью финансов как системы экономических отношений, связанных с созданием, распре­делением и использованием централизованных и децентрализован­ных фондов денежных средств. Являясь инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.
Контрольная функция финансов проявляется в процессе на­блюдения за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому наз­начению.
Государственный финансовый контроль основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном ко­дексах РФ, федеральных законах, законодательных актах субъек­тов Федерации и органов местного самоуправления.
Финансовый контроль включает:
• бюджетно-финансовый контроль;
• контроль над сбором налогов;
• таможенный и валютный контроль;
• ведомственный и внутрихозяйственный контроль.
Бюджетно-финансовый контроль обеспечивает мобилизацию доходов бюджетов всех уровней, проверку целесообразности и законности расходования средств бюджета.
Контроль над сбором налогов — это проверки по выполнению хозяйствующими органами и физическими лицами своих обяза­тельств перед государством.
Таможенный и валютный контроль обеспечивает экономиче­скую безопасность страны.
Ведомственный и внутрихозяйственный контроль осуществля­ется в целях повышения эффективности деятельности предпри­ятия, способствует выявлению внутренних резервов, росту при­были, предупреждению нарушений гражданского и налогового законодательства.
В Российской Федерации функционирует довольно разветв­ленная система органов финансового контроля. Федеральные и региональные законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществ­ляют финансовый контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете, при рассмотрении отдельных во­просов исполнения бюджета, а также при утверждении отчетов об исполнении бюджетов.
В целях контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума в соответствии с Конституцией РФ создали Счетную Палату. Ее состав и поря­док деятельности определены Федеральным законом «О Счет­ной Палате» (от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ)
Задачами Счетной Палаты являются:
1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объе­мам, структуре и целевому назначению;
2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собст­венности;
3) оценка обоснованности доходных и расходных статей про­ектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов;
4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу­дарственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на фор­мирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов фе­деральных внебюджетных фондов;
5) анализ выявленных отклонений от установленных показа­телей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюд­жетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных бан­ках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
7) регулярное представление Совету Федерации и Государст­венной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная Палата осуществляет контроль за исполнением фе­дерального бюджета на основе принципов законности, объек­тивности, независимости и гласности.
Субъекты Федерации могут создавать аналогичные органы фи­нансового контроля — контрольно-счетные палаты, которые осуще­ствляют контрольно-ревизионную, экспортно-аналитическую, ин­формационную и иную деятельность в рамках единой системы бюджетного контроля.
Федеральные и местные исполнительные органы власти вы­полняют контрольные функции через финансовые органы:
• Министерство финансов РФ;
• Федеральное казначейство;
• финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Кроме того, финансовый контроль осуществляют главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Этот кон­троль проводится методом проверки подведомственных государст­венных и муниципальных предприятий, бюджетных организаций.
Министерство финансов РФ — федеральный орган исполни­тельной власти, обеспечивающий проведение единой финансо­вой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Для исполнения своих полномочий Министерство финансов создает свои терри­ториальные органы. Структура Министерства финансов РФ представлена на рис. 31.1.
Министерство финансов РФ осуществляет контроль за целе­вым использованием средств федерального бюджета, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. В случаях, специально оговоренных Бюджетным кодек­сом РФ, Министерство финансов контролирует исполнение бюджетов субъектами Федерации. Кроме того, оно организует
проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
Департамент государственного финансового контроля и ауди­та Министерства обеспечивает совместно с контрольно-ревизионными управлениями субъектов Российской Федерации осуществление в пределах своей компетенции возложенных на Министерство финансов Российской Федерации функций госу­дарственного финансового контроля. Кроме того. Департамент организует развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).
Департамент государственного финансового контроля и ау­дита в соответствии с возложенными на него задачами выполня­ет следующие основные функции:
• осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

• участвует в разработке порядка и осуществлении контро­ля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
• проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расхо­дования средств федерального бюджета;
• организует и проводит самостоятельно и с привлечением контрольно-ревизионных управлений субъектов Федера­ции документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, обращениям органов госу­дарственной власти субъектов Федерации и органов ме­стного самоуправления;
• осуществляет руководство деятельностью контрольно-ревизионных управлений субъектов Федерации и кон­троль за организацией этой деятельности;
• участвует в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает формирование, функционирование и раз­витие системы аудита в Российской Федерации. Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ в субъекте Российской Федерации является территориаль­ным контрольно-ревизионным органом Министерства финансов РФ и создается по его решению в установленном порядке. Ос­новная задача деятельности управления — осуществление в пре­делах своей компетенции последующего государственного фи­нансового контроля на территории соответствующего субъекта РФ или региона РФ.
Управление в соответствии с возложенной на него задачей выполняет следующие основные функции:
• осуществляет последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранно­стью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
• проводит в пределах своей компетенции ревизии и тема­тические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности;
• проводит документальные ревизии и проверки финансо­во-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям пра­воохранительных органов;
• проводит в установленном порядке по обращениям орга­нов государственной власти субъектов РФ и органов мест­ного самоуправления на договорной основе ревизии и фи­нансовые проверки поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств и до­ходов от имущества, находящегося в их собственности, при условии выполнения в полном объеме ревизий и проверок. Расходы по проведению таких ревизий и фи­нансовых проверок возмещаются соответствующими ор­ганами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
• в соответствии с поручениями Министерства финансов РФ осуществляет контроль за качеством проведения аудитора­ми и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе);
• участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции управления;
• анализирует практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции управления, представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию этого законодательства;
• осуществляет в необходимых случаях контроль за свое­временностью и полнотой устранения нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управ­лением организаций, а также возмещения ими причи­ненного ущерба;
• координирует свою деятельность с деятельностью других органов финансового контроля в целях устранения па­раллелизма и дублирования в проведении ревизий и про­верок, обеспечения их комплексности и периодичности.
Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюд­жетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в про­цессе осуществления контроля и координирует их работу.
На главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств возложены обязанности контроля за целевым использо­ванием и своевременным возвратом бюджетных средств, а также вопросы отчетности и внесения платы за пользование бюджет­ными средствами. В этих целях им разрешено проводить про­верки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.
В 1998 г. завершилось создание системы органов Федераль­ного казначейства, позволяющей оперативно осуществлять фи­нансирование расходов бюджета и контролировать целевое ис­пользование выделенных средств. Минфину удалось решить ос­новные задачи по формированию эффективно действующей ка­значейской системы.
Территориальные органы Федерального казначейства были созданы по состоянию на 1 января 1999 г. в 88 субъектах РФ за исключением Республики Татарстан. До перевода на казначей­скую систему исполнения бюджета учреждений и организаций федерального подчинения, находящихся на территории Респуб­лики Татарстан, Минфин с 1 мая 1998 г. осуществляет их фи­нансирование через счета управления Федерального казначейст­ва по Чувашской Республике.
В настоящее время функционируют 87 управлений федераль­ного казначейства по субъектам РФ (кроме Чеченской Республи­ки) и развернуто 2153 отделения Федерального казначейства.
Учет доходов федерального бюджета осуществляется 2222 территориальными органами Федерального казначейства в 85 субъектах РФ, или 99,2% от общего их количества. В Респуб­лике Башкортостан, Республике Татарстан и Эвенкийском авто­номном округе операции на счетах по учету доходов осуществ­ляют налоговые органы.
В 1998 г. практически завершен процесс перевода на казна­чейское исполнение министерств и ведомств РФ (за исключе­нием Минобороны России). В 1997 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 1997г. №477 и постановлением Пра­вительства РФ от 28 августа 1997г. №1082 было принято реше­ние о переводе Минобороны РФ на финансирование через органы Федерального казначейства. В целях исполнения дан­ного решения Минфином РФ был организован эксперимент по финансированию воинских частей Приволжского военного округа и Балтийского флота через органы Федерального казна­чейства.
Завершается перевод бюджетных организаций и учреждений на финансирование через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства. По предварительным данным, на 1 января 1999 г. из 48,9 тысяч бюджетополучателей, финанси­руемых на основании бюджетных назначений и утвержденных смет расходов (без учета бюджетополучателей по Республике Та­тарстан и Чеченской Республике, а также Минобороны России), переведено на финансирование через лицевые счета в органах Федерального казначейства 47,6 тысяч, или 97,2% от общего ко­личества бюджетополучателей.
Финансовый контроль также осуществляется финансовыми ор­ганами субъектов РФ и муниципальных образований. Эти органы проводят контроль за операциями с бюджетными средствами всех участников бюджетного процесса в части использования ими средств бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Налоговый контроль возложен на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Федеральную службу налого­вой полиции РФ, а также Министерство финансов РФ. Кроме того, контрольные функции выполняет институт аудиторства, на который возлагается проверка достоверности информации, от­ражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности.
На Министерство РФ по налогам и сборам возложены выра­ботка и осуществление единой налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме (рис. 31.2).
Федеральная служба налоговой полиции РФ осуществляет кон­трольные функции путем выявления, предупреждения и пресе­чения налоговых поступлений и правонарушений.
Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации совместно с Министерством РФ по нало­гам и сборам и другими федеральными органами исполнитель­ной власти разрабатывает предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании на­логовой системы РФ, координирует в пределах своей компетен­ции политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевремен­ного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет.