Оформление поступления материалов зависит от источников их поступления. Материалы поступают на предприятие:
− от поставщиков;
− от подотчетных лиц;
− из собственного производства;
− при списании основных средств (запчасти, металлолом, стройматериалы);
− в качестве вклада в уставный капитал;
− при оприходовании излишков, выявленных инвентаризации;
− по договору дарения и т.д.
При поступлении материалов на склад от поставщика кладовщик проверяет их соответствие сопроводительным документам. Если расхождений нет, то выписывается приходный ордер по установленной форме, либо приходный ордер не выписывается, а на документе поставщика делается надпись, удостоверяющая факт получения материалов (или ставится штамп). Если в течение дня поступает однородный груз, то допускается один приходный ордер, на обороте которого делается отметка об отдельных приемках с подведением итога за день.
Если при приемке материалов от поставщика установлено расхождение с данными сопроводительных документов или имеет место неотфактурованная поставка (поступление ценностей без сопроводительных документов, в том числе без счета-фактуры), то составляется акт о приемке материалов при участии незаинтересованной стороны (эксперта). Акт является приходным документом и служит для уточнения расчетов с поставщиком.
Учет материалов на складе осуществляет кладовщик (или заведующий складом). Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером предприятия. С кладовщиком заключают договор о полной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик освобождается только после сплошной инвентаризации ТМЦ на складе и передаче их по акту. На каждый номенклатурный номер материала кладовщик открывает карточку складского учета, поэтому складской учет называют сортовым и ведется он только в натуральном выражении. В карточке указываются № склада, наименование материала, место его хранения, единица измерения, цена, норма запаса и т.д. После каждой операции по приходу или расходу в карточке делается отметка отдельной строкой и выводится остаток материала.
Таким образом, кладовщик располагает оперативной информацией о состоянии запасов. Если остаток будет выше или ниже установленной нормы, кладовщик обязан сообщить об этом в отдел снабжения.
Карточки хранятся на складе в картотеке. По окончании месяца кладовщик переносит остатки из них в Книгу складского учета материалов (сальдовую книгу). Книга передается в бухгалтерию, где бухгалтер рассчитывает стоимость остатков по всем видам материалов: умножает их количество на цену. Эта операция называется таксировкой. Затем бухгалтер сверяет результаты расчета по данным склада с данным бухгалтерского учета.
Бухгалтер материального отдела бухгалтерии регулярно проверяет правильность записей в карточках складского учета (обычно 1 раз в неделю) и расписывается в Книге. После проверки он получает по реестру (по списку) все приходные и расходные документы по складу, проверяет их и таксирует. Эти данные служат основанием для записей по счетам аналитического учета.
Рассмотренный метод складского учета, основанный на ведении на складе карточек и сальдовой книги, называется сальдовым методом учета или оперативно-бухгалтерским. При нем ведение сортового количественного учета осуществляет только кладовщик.
На небольших предприятиях с незначительной номенклатурой материалов используется бухгалтерский метод учета, при котором в бухгалтерии на каждый вид запасов открывается карточка количественно-суммового учета. Записи в ней и в натуральном и в денежном выражении ведет бухгалтер на основании первичных документов по приходу и расходу материалов. Таким образом, бухгалтер дублирует складской учет. Этот метод более трудоемкий.
Оформление отпуска материалов со склада.
Куда отпускаются материалы | Какой оформляется документ |
В производство | Лимитно-заборная карта или
Требование-накладная (при разовом отпуске) |
На хозяйственные нужды | Требование-накладная |
На сторону (для переработки или реализации) | Накладная на отпуск материалов на сторону |
На небольших предприятиях отпуск материалов со склада может не оформляться специальными документами. Фактически израсходованные материалы отражаются в отчете о выпуске и реализации продукции, который после утверждения руководителем служит основанием для списания материалов.