ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – это способ проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
В соответствии с ФЗ “О бухгалтерском учете” все организации обязаны проводить инвентаризацию. Инвентаризации подлежит все имущество предприятия независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств, а также имущество, не принадлежащее предприятию, но числящееся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, например, арендованные основные средства, имущество, находящееся на ответственном хранении.
В ходе инвентаризации решаются следующие задачи:
− выявление фактического наличия имущества;
− сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
− проверка полноты отражения в учете обязательств;
− регистрация таких операция и явлений, которые не поддаются документальному оформлению в момент их совершения (естественная убыль, недостачи, излишки, хищения, потери).
Число инвентаризации в году, порядок и сроки их проведения устанавливает руководитель организации, за исключением случаев, когда она является обязательной, а именно:
− перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (как правило, по состоянию на 1 октября);
− при смене материально ответственных лиц;
− если выявлены злоупотребления, а также факты хищения или порчи имущества;
− при реорганизации или ликвидации предприятия;
− в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
Для проведения инвентаризации на предприятии приказом руководителя создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, включающая представителей администрации, работников бухгалтерии, других специалистов. Инвентаризация проводится в следующем порядке:
Результатами инвентаризации могут быть:
а) полное соответствие фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета;
б) излишки;
в) недостачи.
Излишки возникают, если обнаружено превышение фактического наличия имущества над учетными данными. Это бывает возможно, если выявлено ранее неучтенное имущество. Выявленные излишки ТМЦ оцениваются по рыночным ценам и приходуются на балансе предприятия с отнесением на финансовые результаты (включаются в состав прочих доходов). В бухгалтерском учете составляется проводка:
Д 10 – оприходованы излишки материалов, выявленные при инвентаризации
К 91
Недостачи имеют место, если фактическое количество ТМЦ меньше, чем отражено в бухгалтерском учете. Причинами недостач могут быть:
− естественная убыль;
− ошибки при приеме и отпуске ценностей;
− злоупотребления МОЛ;
− чрезвычайная ситуация (например, авария, стихийное бедствие).
Порядок отражения недостач в учете зависит от того, какой причиной она вызвана.
Отражение в учете недостач в пределах норм естественной убыли.
Законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предусмотрено списание недостач имущества в пределах норм естественной убыли на издержки производства или обращения, а сверх норм – на виновное лицо. Применение норм естественной убыли возложено лишь в том случае, если такие нормы утверждены нормативными актами соответствующих министерств и ведомств. В случае отсутствия установленных норм, выявленные при хранении ТМЦ или при инвентаризации недостача рассматривается как убыль сверх норм естественной убыли и подлежит отнесению на виновных лиц в полном размере. На основании сличительной ведомости бухгалтер составит проводки:
Д 94 – выявлена недостача ТМЦ (в оценке по фактической себестоимости)
К 10
Д 20 (23, 44, . . .) – отражена недостача в пределах норм естественной убыли
К 94
Д 73-2 – отнесена на виновное лицо недостача сверх норм естественной убыли
К 94
Возмещение недостачи виновным лицом производится в установленном порядке. В случае, если виновное лицо не установлено или суд отказал во взыскании с них убытков, недостачи списываются на финансовые результаты:
Д 91 – учтена в составе прочих расходов сумма недостачи
К 94
Согласно ТК РФ размер ущерба при утрате или порче имущества должен соответствовать фактическим потерям исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не может быть ниже стоимости утраченного имущества.
Стоимость утраченного вследствие чрезвычайных обстоятельств имущества относится на дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы”:
Д 91 – списана стоимость имущества, утраченного вследствие чрезвычайной ситуации
К 10 (01, 41)
Зачет недостач излишками.
При проведении инвентаризации возможны случаи одновременного выявления излишков и недостач у одного и того же материально ответственного лица. В таком случае предусмотрен взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы. Такой зачет возможен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же МОЛ, в отношении ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.
Решение о зачете недостач излишками принимает руководитель организации на основании предложений, представленных ему председателем инвентаризационной комиссии, и объяснений материально ответственного лица о причинах пересортицы.
Здесь возможны 2 случая:
1) при зачете недостающих ценностей будет больше, чем ценностей, оказавшихся в излишках. В этом случае не покрытая излишками разница относится на виновное лицо;
2) ценностей, оказавшихся в излишках, будет больше, чем недостающих. В этом случае оставшиеся в излишках (после зачета) ценности приходуются по рыночной стоимости с отнесением на прочие доходы.