Теория

Понятие себестоимости продукции.

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ – это выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

В целях бухгалтерского учета все затраты, включаемые в себестоимость продукции, классифицируются по ряду признаков, в том числе:

– по технико-экономическому назначению:

– основные (технологические) – без них невозможно изготовить продукцию (расход основных материалов, основной заработной платы рабочих и др.);

– накладные – связаны с обслуживанием производства и управлением предприятием (ЗП мастера, технолога цеха, расходы на освещение, отопление – общепроизводственные расходы (ОПР), общехозяйственные расходы (ОХР));

– по способу включения в себестоимость:

– прямые – связаны с производством конкретного вида продукции. Их можно включить в себестоимость на основании первичных документов, оформляющих эти расходы (расход сырья, материалов, ЗП производственных рабочих и др.);

– косвенные – относятся к нескольким видам продукции и подлежат косвенному распределению между ними (ОПР и ОХР);

– по отношению к объему производства:

– постоянные (условно-постоянные) – большая часть ОПР и ОХР;

– переменные – материалы, заработная плата производственных рабочих и др.

– по сферам осуществления:

– производственные – связаны с производством;

– внепроизводственные (коммерческие, расходы на продажу) – связаны со сбытом (реализацией) продукции;

– по рациональности использования:

– производительные – дают полезный результат в виде готовой продукции (работ, услуг);

– непроизводительные – не дают полезного результата, например, оплата простоев, окончательного брака, штрафы, оплата сверхурочных работ;