Теория

Бюджетное устройство Республики Абхазия и принципы его формирования

В Республике Абхазия бюджетное устройство основывается на соблюдении определенных принципов, выработанных еще в начале ХХ века в развитых странах рыночной экономики. Эти принципы следующие.

1. Принцип единства, т.е. сосредоточение в государственном бюджете всех доходов и расходов государства. Кроме того, согласно данного принципа в стране должна существовать единая правовая база, регулирующая финансовые взаимоотношения, единая бюджетная система, единообразие финансовых бухгалтерских документов, единая денежная система, единые экономическая, функциональная (предметная), ведомственная и смешанная бюджетные классификации, обеспечивающие общереспубликанскую и международную сопоставимость бюджетных показателей.

2. Принцип полноты, суть которой состоит в том, что по каждой статье бюджета учитываются все поступления в доходы бюджета, а также все затраты.

3. Принцип гласности, требующий от органов государственной власти и управления, а также местных органов самоуправления в обязательном порядке информировать общество об основных направлениях бюджетной политики, источниках доходов и общегосударственных расходах.

4. Принцип реальности бюджета предполагает правдивое отражение в основном финансовом документе государства всех доходов и расходов страны.

5. Принцип самостоятельности бюджетов – это наличие у каждого бюджетного уровня страны, закрепленных законодательно собственных источников доходов.

Согласно законодательству, бюджетный процесс в Республике Абхазия представляет собой регламентированную законом деятельность органов государственной власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, составной частью которого является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

В Республике Абхазия, в соответствии с Конституцией, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, которые самостоятельны в осуществлении своих основных функций. В части организации бюджетного процесса, согласно законодательству, составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджетов – функциями законодательной власти – Народного Собрания-Парламента, а также органов местного самоуправления. Исполнительная власть в республике предоставлена Президенту страны, который для осуществления общего руководства исполнительной деятельностью на всей территории страны руководит Кабинетом Министров республики. Причем, составлению проектов бюджетов на всех уровнях предшествует разработка годовых индикативных планов социально-экономического развития и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти вносят предложения в Парламент и органы местного самоуправления о постатейном санкционировании бюджетных расходов, одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджетов.

Бюджетно-финансовая политика Абхазии, включающая в себя и налоговую политику, проводится согласованно с бюджетно-финансовой политикой административно-территориальных единиц республики, а также с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой государства. Причем, в условиях, в определенной степени изолированности от международного сообщества, Абхазия в одностороннем порядке законодательно приняла на себя обязательства по согласованию своей бюджетно-финансовой политики с зарубежными государствами и международными организациями в рамках межгосударственных договоров и соглашений.

Государственный бюджет является компромиссным финансовым инструментом, отражающим соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов в стране. В частности, в нем заложен компромисс между собственниками и наемными работниками по поводу налогообложения имущества, доходов и заработной платы, бюджетных расходов на социальные нужды; между общегосударственными целями, задачами и интересами и экономическими интересами административно-территориальных единиц; между промышленными и сельскохозяйственными районами – по поводу распределения налогов и бюджетных субсидий и дотаций; между экономическими интересами отдельных предприятий – по поводу налогообложения, льготных кредитов и субсидий и государственных заказов по выпуску необходимой для общегосударственных нужд продукции, подрядов на строительство, льготных инвестиций и т.п. В определенный период эти интересы могут вступить в антагонистическое противоречие, которое не будет способствовать стабильному и эффективному социально-экономическому развитию страны, в связи с чем государственными органами управления должна разрабатываться целенаправленная экономическая программа, предусматривающая возможные пути и средства достижения согласованной социально-экономической политики, смягчения негативных последствий несогласованных действий субъектов хозяйствования и, по возможности, заранее вырабатывать мероприятия необходимые для предотвращения подобных рисков и других непредвиденных обстоятельств, которые могут помешать выполнению государством взятых на себя государственных обязательств. В этих целях государство может использовать так называемый метод «постепенного приближения» интересов, апробированный в странах рыночной экономики.

В современных условиях в практике осуществления бюджетной политики в Республике Абхазия, наблюдается некоторое отклонение от основополагающих принципов построения бюджетной системы. Так, например, отход от принципов полноты и единства бюджета проявляется в возникновении наряду с государственным бюджетом большого числа различных социальных и других внебюджетных фондов, самостоятельных в финансовом отношении государственных учреждений (кредитные, социальные, благотворительные, научно-технические и другие фонды). В Республике Абхазия внебюджетными социальными фондами, как отмечалось выше, являются: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, Фонд милиции, Фонд репатриации, Фонд занятости, Экологический фонд. Наряду с ними существуют внебюджетные фонды: Дорожный фонд, Фонд приватизации, множество благотворительных фондов. Кроме того, около 30 государственным учреждениям Правительством предоставлено право открытия собственных специальных счетов, куда накапливаются и расходуются значительные денежные средства. Таким образом, в стране существует множество разрозненных бюджетов, и вряд ли в подобных условиях можно узнать реальную ситуацию в финансовой сфере. Тем не менее, вышеперечисленные внебюджетные фонды наряду с государственным бюджетом, относятся к государственным финансам, имеющим целевое назначение, формируемые за счет специальных взносов или отчислений от доходов субъектов рынка, и по своей экономической сути они являются целевыми, прямыми или косвенными налогами, реально понижающими номинальные доходы хозяйствующих субъектов. С другой стороны, в ходе своей деятельности внебюджетные фонды выполняют ряд специфических функций, дополняя в определенной степени государственный бюджет в сфере государственного регулирования экономики. Прежде всего, внебюджетные фонды независимо от состояния государственного бюджета выполняют свои целевые функции и при дефиците последнего, тем самым, гарантируя выполнение определенных задач государственной экономической и социальной политики.