Индикативное планирование – это сложный многомасштабный и многомерный процесс, включающий в себя разработку концепции социально-экономического развития, прогнозирование развития национальной экономики, программирование социально-экономических процессов и собственно годовой индикативный план социально-экономического развития страны. Между тем, провести четкую грань между формами плановых документов довольно сложно, т.к. они, по существу, взаимосвязаны, и подобное разделение в какой-то степени условное в том смысле, что сам процесс планирования, прогнозирования и программирования не может начаться без определения общей концепции, само планирование всегда содержит фактор неопределенности и вероятности исполнения, в этом смысле приближается к прогнозу. В целях удобства восприятия этих категорий, для лучшего понимания их сущности и назначения, считаем целесообразным, выявлять различия между планами, программами и прогнозами по срокам их действия.
Концепция социально-экономического развития – это система возможных стратегических целей и приоритетов развития государства на долгосрочный период, базирующаяся на комплексном анализе демографической ситуации в стране, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, экономической и социальной структуры, региональных возможностей и особенностей, внешнеэкономической и политической ситуации, инвестиционной составляющей, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Иными словами, концепция развития содержит систему наиболее общих взглядов на перспективное социально-экономическое развитие страны, которую можно рассматривать в качестве начального этапа самого процесса планирования.
Прогнозирование социально-экономического развития страны также предшествует самому процессу планирования и представляет собой систему научно обоснованных представлений о возможных направлениях социально-экономического развития страны на среднесрочный и долгосрочный периоды. Роль прогнозирования значительно возрастает в условиях неопределенности, как, например, в условиях Абхазии, а также в кризисных ситуациях. При помощи прогнозирования определяются различные варианты социально-экономического развития страны, учитывающие разное поведение внешней и внутренней социально-экономической и политической среды, а также возможности осуществления намеченных целей и задач предстоящего развития. Данные о прогнозах обычно используются органами законодательной и исполнительной власти при принятии стратегических и программных ориентиров, а также конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
Программа социально-экономического развития является наиболее распространенной формой планирования и содержит комплексную систему целевых ориентиров развития страны на среднесрочный период, эффективные пути и средства достижения указанных ориентиров и их государственную поддержку. Программа является более конкретным документом и определяет основные направления макроэкономической, научно-технической, инвестиционной, структурной, аграрной, экологической, социальной, внешнеэкономической политики и др. Программы могут быть комплексными, целевыми, отраслевыми, региональными, чрезвычайными и т.д. Программы содержат элемент обязательности исполнения, в этом смысле им присуща определенная степень директивности. О высокой значимости и статусе программ развития в Республике Абхазия свидетельствует тот факт, что в отличие от концепций, прогнозов и годовых индикативных планов, разрабатываемых в Республике Абхазия, именно государственная программа подлежит утверждению Президентом страны согласно ст. 53 Конституции Республики Абхазия.
Годовой индикативный план социально-экономического развития страны – система показателей социально-экономического, научно-технического, инвестиционного, экологического, территориального, внешнеэкономического развития на предстоящий год, обеспечивающих реализацию целей и приоритетов, содержащихся в среднесрочной Программе социально-экономического развития, а также включающая пути и способы реализации указанных целей и задач. Индикативные планы содержат конкретные числовые показатели, отражающие конечные цели социально-экономического развития, источники финансирования, в них определяются субъекты или лица, ответственные за выполнение конкретных мероприятий. Например, в Республике Абхазия показатели годового индикативного плана, согласно ст. 5 Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Абхазия», носят обязательный характер для государственного сектора экономики и рекомендательный для негосударственного сектора.
Следует заметить, что в большинстве стран с переходной экономикой сохраняются элементы директивного характера планирования в рамках государственного сектора экономики. Определенной степенью директивности обладает государственный бюджет страны, целевые республиканские программы, планы поставок продукции для общегосударственных нужд и т.д., являющиеся основными формами индикативного планирования.