В условиях перехода к рынку директивное, централизованное планирование заменяется индикативным планированием, показывающим экономике желаемое направление и использующем при этом не обременяющие хозяйствующие субъекты, определенные государственные средства воздействия.
Становление рыночных отношений требует определенного взаимодействия индикативного плана и рынка, которые совместно обеспечивают пропорциональность экономического развития путем сбалансирования производства и потребления продукции и услуг в масштабах всей национальной экономики. Индикативный план – это интегральный результат целенаправленной деятельности хозяйствующих субъектов по определению перспектив социально-экономического развития, что в условиях становления рынка является следствием взаимосвязей стихийного развития и сознательного целеполагания, определение системы мероприятии, способствующих эффективному развитию на всех уровнях национальной экономики. Подобное целеполагание возможно только на основе разработки научно обоснованных планов.
В процедуре разработки индикативного плана социально-экономического развития страны можно выделить следующие основные этапы, которых можно использовать в практике индикативного планирования в странах с переходной экономикой.
Первый этап – работа над планом, которую можно назвать предплановой, включает: сбор первичной информации о процессах, происходящих в национальной экономике, в отдельных отраслях и на отдельных рынках; проведение анализа исходного состояния экономики и выявление тенденций ее развития, которое на практике осуществляется на основе анализа итогов выполнения индикативного плана за предшествующий год или на основе данных национальных счетов и непосредственном опросе хозяйствующих субъектов.
Второй этап – непосредственная работа над составлением проекта индикативного плана на предстоящий плановый год – включает: выбор целей индикативного плана; выбор способа составления общенационального индикативного плана, от которого в значительной степени зависит и возможность практической реализации, заложенных в нем мероприятий.
Третий этап – трансформация всей собранной и обработанной информации во взаимоувязанный проект индикативного плана социально-экономического развития страны в соответствии с поставленными целями.
Четвертый этап определяет сроки, исполнения работ непосредственными исполнителями и источники финансирования, заложенные в плане мероприятий.
Пятый, конечный этап, включает осуществление контроля над выполнением поставленных в индикативном плане целей и задач.
Как уже отмечалось, индикативный план должен обеспечить достижение на макроэкономическом уровне сочетания централизации информации с децентрализацией принятия решений. Подобное планирование носит преимущественно рекомендательный характер, что вовсе не означает, что государство при этом не осуществляет и собственные экономические цели. Государство устанавливает экономические взаимозависимости и пропорции в национальной экономике, поставляет государственные заказы хозяйствующим субъектам, в которых содержатся механизмы формирования состава необходимой государству продукции, работ и услуг. Оно определяет объемы государственных инвестиций, внешнеэкономической деятельности государства, регулирует цены на продукцию и услуги жизнеобеспечивающих и стратегических отраслей национальной экономики и видов производств, стимулирует и побуждает хозяйствующие субъекты, принимающие окончательные решения, поддержать цели и мероприятия, заложенные в индикативном плане.