В настоящее время Абхазия привлекает иностранный капитал в форме прямых инвестиций, которые представляют собой взносы в уставные фонды совместных предприятий, вложения во взаимовыгодные инвестиционные проекты, относящиеся к наиболее приоритетным отраслям национальной экономики, что является наиболее приемлемой в нынешних социально- экономических и политических условиях Абхазии. Однако простые количественные характеристики результатов иностранных инвестиций в республику создают иллюзию простых решений. Хорошо было бы, чтобы все параметры результатов осуществления любого принятого инвестиционного проекта были положительными. Но таких проектов очень мало, и, как правило, их реализация сопряжена с большими инвестиционными затратами. На практике каждый проект дает различные характеристики эффективности их реализации по различным критериям.
Для правильной оценки любого проекта следует, прежде всего, определить влияние его осуществления на экономику. Теоретически осуществление того или иного проекта оказывает влияние на все аспекты правительственной политики экономического развития, а именно на национальный доход, национальные сбережения, занятость, распределение доходов, здравоохранение, социальные и культурные изменения и т. д. В принципе следует определить прямое и косвенное влияние осуществления проектов на выполнение всех задач экономической политики, так как все они представляют интерес для общества. На практике же можно рассмотреть лишь наиболее важные результаты осуществления проектов и только в том случае, если они могут быть оценены.
Следует также учитывать многочисленные, неуловимые на первый взгляд детали, которые иногда могут оказаться наиболее важными последствиями осуществления проекта. Поскольку по своей природе они не поддаются количественному измерению, то решающее значение приобретает их субъективная оценка. Если же их хотят включить в модель программирования, то они должны быть оценены количественно, ибо в противном случае они не могут быть частью этой модели, которая выражается в количественных соотношениях. По этой причине рассматриваемые ниже количественные методы оценки ни в коем случае не являются единственным основанием для принятия решения о включении или не включении инвестиционного проекта в план развития. Однако подобные методы могут существенно помочь, особенно в том случае, когда рассматриваются проекты, количественные, характеристики которых имеют важное значение. Окончательное решение о включении инвестиционного проекта в план всегда должны принимать специалисты, которые могут оценить общее количественное и не количественное влияние осуществления проектов на достижение целей, сформулированных в индикативном плане социально-экономического развития страны.
Результаты осуществления проекта можно разделить на первичные и вторичные, а первые, в свою очередь, на прямые и косвенные. С точки зрения влияния на доход это подразделение можно определить следующим образом: прямой результат осуществления инвестиционного проекта – рост дохода в секторе, в рамках которого осуществляется данный проект; косвенный результат – рост дохода в секторах, связанных с первым прямыми вертикальными технологическими отношениями; вторичный результат – рост дохода во всех других секторах национальной экономики.
Разнообразие источников инвестиций, поступающих от многочисленных внешних инвесторов наряду с внутренними инвестициями (российские рубли, американские доллары, турецкие лиры, немецкие марки, и т.д.) вынуждают инвестиционные компании прибегать к сложным приемам поиска наиболее эффективных инвестиционных решений. При этом значение имеет как характер задач, которые будут решаться с помощью инвестиций, так и набор различных инвестиционных ресурсов.
Можно выделить три уровня инвестиционных решений:
а) уровень отдельного инвестиционного проекта;
б) уровень инвестиций на уровне отрасли или подотрасли;
в) макроэкономический уровень инвестиционной программы.
Комбинации многоцелевых задач с многомерностью дефицитности или важности различных иностранных валют в случае создания объектов с разным долевым участием иностранных партнеров еще более усложняют задачу. Конечно, наиболее простой путь – оценка валют по их складывающейся рыночной стоимости, а цели реализации можно свести к одной задаче – рентабельности проекта. Но, даже в этом случае возникает проблема измерения – в каких денежных единицах измерять рентабельность проектов: в российских рублях, американских долларах или иных валютах? С нашей точки зрения упрощение расчета может привести к крупным просчетам и к практическим убыткам при измерении набора единиц измерений.
Начнем с того, что в Республике Абхазия существует целый набор критериев результативности реализации любого проекта. Здесь и размеры дохода и налогов на доходы, здесь и рабочие места, учитывая значительные размеры безработицы, здесь и количество жилья, которое может сопутствовать реализации проекта, здесь и продолжительность жизни и уровень квалификации персонала и другие характеристики.
Предположим, что правительственные органы или правления корпорации определили влияние каждого проекта на каждую из указанных целей, которые в программе социально-экономического развития страны в целом сформулированы следующим образом:
– увеличить доход или национальный продукт на «А»;
– увеличить занятость на «В»;
– увеличить сбережения (накоплений) на «С»;
– увеличить какой-либо показатель в области здравоохранения на «D» (например, увеличить продолжительность жизни или уменьшить детскую смертность) и т.д.
Допустим, что влияние осуществления проекта 1 на достижение поставленных в плане целей характеризуется показателями а1, b1, с1, d1 и т.д.; проекта 2 – показателями а2, b2, с2, d2 и т.д.
Чтобы оценить эти проекты, следует дать «оценку» различным целям плана, например увеличению дохода или национального продукта на единицу – р, увеличению занятости на единицу -q, увеличению сбережений (накоплений) на единицу – r, увеличению показателя здравоохранения на единицу – s и т.д. Для начала можно допустить, что эти оценки являются субъективными оценками экономиста. Результаты влияния проектов, не поддающихся количественному учету, также приходится оценивать субъективно; впоследствии, как уже отмечалось, эти оценки могут уточняться специалистами.
Таким образом, общая «оценка» проекта 1 равняется:
VI = а1р + b1q + с1r +d1s и т.д.
«Оценка» проекта 2 составляет:
V2 = а2р + b2q + с2r + d2s и т.д.
С точки зрения финансовых затрат основным фактором является капитал, инвестируемый в каждый проект, который можно обозначить через к1, к2 и т.д. Могут быть и другие ограниченные факторы, например иностранная валюта f1, f2 и т.д., т.е. имеем два типа ресурсов для инвестирования, их может быть и больше, как это имеет место в Республике Абхазия.
Проведем экономические расчеты применительно к условиям Республики Абхазия, где:
А – увеличение национального продукта на 100 млн. долл. =100 балл.
В – увеличение занятости на 2 тыс. чел. =100 балл.
С – увеличение накоплений на 50 млн. долл. =100 балл.
D – увеличение продолжительности жизни на 1 год =100 балл.
Проект 1, прирост результатов: Проект 2, результаты:
а1 = 1 млн. долл.,т.е. 1 балл. а2 = 800 тыс. долл. , т.е. 0,8
балл.
b1 = 500 чел., т.е. 25 балл. b2 = 1000 чел, т.е. 50 балл.
с1 = 500 тыс. долл., т.е. 0,1 балл. c2 = 10 тыс. долл., т.е. 0,05
балл.
d1 = 2 года, т.е. 100 балл. d2 = 0,3 года, т.е. 33 балл.
Если предположить, что увеличение дохода на 1 млн. долл. имеет для национальной экономики такое значение, как и увеличение занятости на 2 тыс. чел., рост накоплений на 50 млн. долл. и продолжительность жизни на балл, то оценка проекта 1 будет равна:
V1 = 1 + 25 + 0,1 + 100 = 126,1,
Оценка проекта 2 будет равна:
V2 = 0,8 + 50 + 0,05 + 33 = 83,85.
По первоначальным оценкам (субъективным) наибольший результат дает проект 1. Далее необходимо сравнить полученные результаты с затратами. Если проект 1 стоит К1= 2 млн. руб., а в иностранной валюте затраты составляют 500 тыс. долл., а проект 2 стоит К2 = 1,2 млн. руб., а в иностранной валюте – 200 млн. долл., то с точки зрения затрат в рублях эффективность проекта 1 составит в баллах, на 1 млн. руб.:
126,1 : 2 млн. руб. = 63 единиц,
а эффективность проекта 2 составит:
83,85 : 1,2 =70 единиц.
Можно констатировать, что с точки зрения затрат на 1 млн. руб. по суммарному результату в рублях проект 2 является эффективней. Но с точки зрения валютных затрат, при выбранной шкале оценок значимости результатов, проект 1 дает следующие результаты на единицу затрат в иностранной валюте на 1 млн. долл.:
126,1 : 0,5 = 252 единиц,
а эффективность проекта 2 при затратах на 1 млн. долл. составит: 83,85 : 0,2 = 419 единиц.
Таким образом, хозяйствующий субъект, принимающий решение должен сопоставить результаты с разной покупательной способностью валют: официальной и реальной, а затем уже принимать окончательное решение. Подобная процедура должна быть применена ко всем предложенным проектам, а затем должен быть проведен отбор наиболее эффективных проектов в соответствии с поставленными целями и задачами в каждой конкретной отрасли. Если же задача не реализуется, то следует пересмотреть шкалу субъективных оценок и относительное соотношение дефицитности валют. Процедура повторяется столько раз, сколько это необходимо для получения эффективной отраслевой программы. При разработке многоотраслевой программы необходимо определить приоритетности отраслей, и в соответствии c обоснованием приоритетов отраслей определить значение субъективных оценок целей по каждой отрасли с тем, чтобы получить максимальный народнохозяйственный эффект и полной утилизации имеющихся разнообразных ресурсов. Чисто рыночный подход к данной проблеме по схеме инвестиции – прибыль представляет собой частный случай оптимизационной задачи. Здесь выдвинута идея упрощенной процедуры поиска оптимального решения, как для отдельного проекта, отдельной отрасли, так и для национальной экономики. За пределами этого подхода находится временной фактор, но и он может быть учтен через характеристики дисконтирования.
Если для осуществления проектов необходим не только капитал, но и другие ограниченные факторы, например, иностранная валюта, природные ресурсы или квалифицированные рабочие, то в знаменателе показателей «эффективности» проектов должен стоять не только инвестируемый капитал К1, К2 и т.д., но и оценки этих факторов производства. Оценки факторов производства иначе называют «расчетными ценами». И в данном случае, исходя из произвольных относительных цен на перечисленные выше ограниченные факторы производства, можно выбрать наиболее эффективную программу проектов, но объем необходимых для ее осуществления факторов может и не совпасть с их наличием. Методом последовательного приближения можно найти такие относительные расчетные цены факторов производства, которые приведут к выбору самой эффективной программы, использующей только имеющиеся ресурсы для его осуществления. Однако, полученный таким образом, максимальный вклад инвестиций в увеличение национального дохода страны может совпадать или не совпадать с предположениями плана. Если программа развития национальной экономики в целом и программы развития отдельных ее секторов основывались на точных или предельных, капитальных коэффициентах, то расхождения не будет. Но, как правило, будет иметь место некоторое несоответствие в том или ином отношении и это будет свидетельствовать необходимости пересмотра первоначального проекта, что является примером осуществления «планирования по этапам».
Если имеется план, в котором выделено несколько секторов национальной экономики, то вышеприведенный метод можно использовать и для выбора проектов в каждом секторе, что позволяет осуществить проверку плана, так как может случиться, что «последний» проект, принятый в секторе 1, окажется менее выгодным с точки зрения увеличения национального дохода страны, чем первый проект, исключенный в секторе 2. В подобном случае было бы лучше ввести последний проект и отказаться от первого, и такой пересмотр плана явился бы его улучшением. Однако решение должно зависеть от того, что лучше и реальнее – предположения, лежащие в основе плана или оценки «эффективности» проектов.
При оценке проекта иногда может возникнуть необходимость расчленения затрат, связанных с его осуществлением, на отдельные элементы. Подобная необходимость особенно ясно проявляется, если используются так называемые расчетные или условные, цены. Расчетные цены – это фиктивные цены, которые можно придать некоторым элементам затрат или товарам с целью придания им лучшей оценки относительного значения для национальной экономики. Например, расходы, осуществляемые в иностранной валюте или доходы, получаемые в той же валюте, могут иметь гораздо более важное значение для национальной экономики, чем это показывает официальный валютный курс. Вообще расчетные цены – это уровень цен, при котором устанавливается равновесие между спросом и предложением. При официальном валютном курсе это равновесие часто отсутствует; иностранная валюта оказывается слишком «дешевой», и поэтому спрос на нее превышает предложение. Кроме того, существуют серьезные основания полагать, что фактические цены на труд и капитал в странах с переходной экономикой, в том числе и Абхазии, в которых уровень социально-экономического развития по известным причинам низок, отличаются от их «действительной» ценности для национальной экономики, или от цен равновесия. В странах с переходной экономикой количество малоквалифицированной рабочей силы столь велико, что ее предложение превышает спрос. Использование дополнительной единицы неквалифицированного труда дает стране мало продукции и представляет собой меньшую ценность, чем выплачиваемая заработная плата. В то же время капитал может иметь более важное значение для страны, чем это видно из официальной ставки процента, доказательством чему служат гораздо более высокие проценты по частным займам.
Расчеты, описанные выше, часто оказываются слишком сложными, и их трудно провести с той точностью, какая требуется теоретически, в связи с чем, на практике на всех этапах планирования и программирования возникает потребность в применении приближенных методов.