Действующая налоговая система Республики Абхазия функционирует с середины 90-х годов, с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия». В нем определены общие принципы построения налоговой системы, установлены виды налогов взимаемых в республике, которые подразделяются на два уровня: республиканские, включающие 11видов налогов и местные – 10. Применяемая ныне в Республике Абхазия система налогообложения идентична действующей налоговой системе в Российской Федерации, и по общей структуре, и по принципам построения, и перечню обязательных налоговых платежей в основном соответствует наиболее распространенным в переходной экономике системам налогообложения. Структура налогов в Абхазии по сравнению с аналогичной структурой в России и развитых стран рыночной экономики, характеризуется более низкой долей подоходного налога с физических лиц (12,3% – Россия и 29,7% – страны ОЭСР в объеме налоговых поступлений на начало 2000 года; Абхазия – 7,5% – на 2003 год), а поступления от налога на прибыль предприятий за те же годы составляло: 34,3% – Россия, 7,3% – страны ОЭСР, 4% – Абхазия. Низкая доля в бюджетных доходах доли налога на прибыль в Республике Абхазия является следствием нерентабельного функционирования подавляющего большинства предприятий республики. К тому же груз налогового бремени между потенциальными плательщиками налогов распределены неравномерно. Преувеличенное внимание в законодательных актах по отдельным видам налогов уделяется предоставлению налоговых льгот отдельным группам предприятий или физическим лицам, в особенности пострадавшим в ходе военных действий 1992 – 1993 гг., как средству достижения тех или иных социальных целей, что на практике приводит к искажению экономических приоритетов, сужению доходной базы бюджета и создает дополнительные возможности ухода от уплаты налогов. Собираемость налогов является наиболее острой проблемой в республике. В Законе Республики Абхазия «О подоходном налоге с физических лиц» в нескольких статьях продекларирована необходимость заполнения в налоговых органах деклараций о доходах, однако, фактически данный механизм изъятия налогов еще не используется, хотя Закон был принят еще в 1992 году.
В настоящее время в Республике Абхазия количество сторонников проведения реформы налоговой системы значительно возросло. По мнению ученых АГУ, академика Шамба О.Б. и доц. Фейзба Я.Р., основными задачами налоговой реформы в республике, могут быть разработка и утверждение Налогового кодекса, ориентированного на стимулирование роста и объема производства и инвестиционных вложений, техническое перевооружение, освоение новых технологий, инновационную политику; сокращение количества налогов по принципу унификации налоговой базы; ужесточение налогового воздействия на производителей, снижающих объемы производства товаров, необходимых для удовлетворения общегосударственных потребностей; проведение стабильной налоговой политики; дифференциация налогообложения экономической деятельности в зависимости от ее характера и направленности, в частности, предоставление налоговых льгот производителям сельскохозяйственной продукции; передача достаточного объема налоговых поступлений местным органам для пополнения их бюджетов и т.д.[1] [см. 57,115-117].
Поиск оптимальной системы налогообложения является одной из важнейших направлений деятельности государственных органов власти и управления в Республике Абхазия, и в этом смысле, учет мнения ученых-экономистов республики, исследующих финансово-бюджетные отношения и проблемы налогообложения в соответствии со сложившимися в мировой практике тенденциями развития налоговых систем, становится чрезвычайно актуальным. Действительно, трудно возразить вышеперечисленным авторам, предлагающим свои рецепты решения данной проблемы, ибо существующая ныне в Республике Абхазия система налогообложения в основном сформировалась в середине 90-х годов, и в целом отвечала реалиям того периода, хотя позднее в нее вносились определенные изменения и дополнения. Основным недостатком нынешней налоговой системы республики является то, что она служит достижению краткосрочных интересов бюджета в соответствии с конъюнктурными соображениями, и что в ней прослеживается ярко выраженная фискальная направленность.
По мере проведения рыночных преобразований в Абхазии, появляется и необходимость в осуществлении серьезной трансформации и налоговой системы республики, учитывающей основные тенденции развития налоговой политики в странах рыночной экономики. В этом процессе необходим учет специфики развития национальной экономики Абхазии и складывающихся новых взаимоотношений в мировой экономике. Выбор приоритетов дальнейшего социально-экономического и политического развития уже сделан, он определен в Конституции Республики Абхазия и основных программных документах органов государственной власти и управления. Установление ассоциированных отношений с Российской Федерацией в рамках Ассоциации экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, диктует необходимость проведения и соответствующей налоговой политики, способствующей ускорению формирования таких отношений.
Налоговая политика республики, как одна из важнейших составляющих государственного влияния на национальную экономику, должна поощрять инвестиционную активность во всех отраслях производственной, научно-технической, коммерческой и других видах деятельности, в том числе и иностранные капиталовложения в эти сферы. Мировой опыт налоговых реформ в последние годы свидетельствует, что, в частности, государственная политика снижения ставок подоходного налога, прибыли компаний, на репатриацию доходов иностранных предпринимателей, т.е. предоставление отечественным и иностранным хозяйствующим субъектам большей свободы в распоряжении своими доходами, становится определяющим стимулом инвестиционной активности в условиях становления рыночных отношений. Особое внимание в налоговых преобразованиях должно уделяться реформированию налога с физических лиц, т.к. в условиях Республики Абхазия, когда государство постоянно недофинансирует систему образования, здравоохранения, другие социальные программы, данный налог должен получить большую социальную направленность. Известно, что средства, остающиеся у налогоплательщика после уплаты подоходного налога, должны удовлетворять его социально-культурные потребности и членов его семьи. При этом ставки подоходного налога в связи с инфляционными процессами целесообразно привязать к таким социально-экономическим категориям, как «прожиточный минимум» и «потребительский бюджет семьи», которые должны ежегодно рассчитываться органами государственного управления и утверждаться вместе с законопроектом о государственном бюджете страны на предстоящий год. Однако здесь также необходим дифференцированный подход к различным социальным группам страны, по отношению к которым следует применять различные ставки подоходного налога и систему вычетов и льгот, основывающихся на объективных социально-экономических показателях состояния семьи. Данная процедура, наш взгляд, впоследствии даст возможность органам государственной власти и управления проводить дифференцированную социально-экономическую политику по отношению к различным социальным слоям общества, снять возможную социальную напряженность в стране.
Необходимо уделить внимание и реформе системы внебюджетных социальных фондов Республики Абхазия. Внебюджетные социальные отчисления, производимые хозяйствующими субъектами, значительно снижают их реальные доходы, не стимулируя к расширению производственной деятельности, в связи с чем, назрела необходимость перехода к применению единого социального налога, размер которого не должен быть обременительным для налогоплательщиков. На наш взгляд, существование в стране разрозненных государственных финансовых фондов, куда производятся значительные отчисления и налоговые платежи с различных налоговых баз, создает иллюзию существования в стране низкого уровня налогов и не способствует повышению заинтересованности хозяйствующих субъектов к расширению производственной базы, увеличению поступлений в бюджет государства и эффективности функционирования национальной экономики.