Теория

Необходимость существования в национальной экономике естественных монополий

Практически во всех странах, относящихся к разным социально-экономическим системам, в том числе и рыночным, и переходным, существует группы отраслей и видов деятельности, выведенных из-под действия антимонопольных законов. Это так называемые отрасли прямого регулирования, в которых государство специально устанавливает и охраняет доминирующее положение производителей, независимо от формы собственности. Иначе эти отрасли называются «естественными монополиями», в которых по технологическим и иным особенностям производственной деятельности не может быть конкуренции. В основном сюда включаются: а) отрасли, организованные по принципу крупномасштабного сетевого хозяйства с дорогостоящим оборудованием (подобное хозяйство не может быть продублировано на территории страны); б) отрасли, где объем спроса предварительно задан технологическим процессом (например, емкостью кабелей связи, числом частот эфира); в) отрасли, в которых только крупномасштабное производство имеет низкие издержки, а ее продукцией пользуется практически все население страны, и потребителей необходимо защищать от дискриминации и от монопольно высоких цен, возможно устанавливаемых ими. В целом это отрасли общественного пользования, к которым относятся электроэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение, а также железнодорожный, воздушный и муниципальный транспорт, связь, радиовещание и телевидение. Доступ в эти отрасли регулируется разрешениями соответствующих административных органов управления, которые руководствуются балансом спроса и предложения в данном регионе.

Существование естественной монополии считается экономически выгодной и с точки зрения, когда эффект от масштаба настолько велик, что одно предприятие может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем ряд конкурентных предприятий. Кроме того, основные фонды, воплощенные в проложенных железных дорогах, энергосистемах, телефонных линиях связи, трубопроводах имеют исключительные особенности применения, что ограничивает возможности их переориентирования и использования на других рынках, что также предопределяет эффективность их сосредоточения у единственного производителя.