Теория

Объективные предпосылки экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов

Начиная с 2000 года, между субъектами Российской Федерацией и Республикой Абхазия начинают складываться новые, более тесные взаимовыгодные отношения в различных областях экономики, и это позитивно влияет на экономическое развитие всех сторон. Однако в этих взаимоотношениях существует множество пока еще не задействованных резервов. Наиболее существенными в этих взаимоотношениях являются решение проблем, связанных с формированием зон свободной торговли, проведением согласованной налоговой политики в целях искоренения двойного юридического налогообложения, выработкой общей таможенной политики, сотрудничеством в банковской сфере, денежном обращении и др. Разрешение этих проблем будет служить экономической основой ассоциированных отношений между Республикой Абхазия и Российской Федерацией, с просьбой об установлении которых официальные власти Абхазии неоднократно обращались к высшим органам государственной власти Российской Федерации, а также способствовать экономической интеграции хозяйствующих субъектов Абхазии и Юга России. В частности, последнее официальное обращение подобного рода было сделано в октябре 2004 года Народным Собранием Республики Абхазия Президенту Российской Федерации, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в которой отмечается, что «народ и руководство Республики Абхазия неоднократно заявляли о своем стремлении к установлению ассоциированных отношений Республики Абхазия с Российской Федерацией… Мы считаем Россию единственным гарантом безопасности и экономического процветания Абхазии… Установление ассоциированных отношений Республики Абхазия с Россией по существу явилось бы правовым оформлением покровительства России над Абхазией»[1]. Установление подобной модели взаимоотношений, на наш взгляд, является более высокой ступенью интеграции, включающей наряду с экономическими и политико-правовые вопросы взаимоотношений. Официально эти взаимоотношения можно закрепить в форме заключения Договора между Абхазией и Российской Федерацией. В частности, со стороны Республики Абхазия Парламент страны предлагает, чтобы в основу Договора были положены следующие параметры:

1. Республика Абхазия осуществляет скоординированную с Российской Федерацией и не противоречащую ее интересам внешнюю политику. По взаимной договоренности Российская Федерация осуществляет внешнеполитическое представительство Республики Абхазия и оказывает консульскую помощь ее гражданам. Российская Федерация оказывает помощь Республике Абхазия в вопросе вступления в международные организации.

2. Республика Абхазия вступает в валютный и таможенный союз с Российской Федерацией.

3. Осуществляется синхронизация правовой системы Республики Абхазия с правовой системой Российской Федерации.

В обращении также ставятся вопросы, связанные с сотрудничеством в области военно-технического сотрудничества, совместной охраной внешних границ Республики Абхазия и другие вопросы, представляющие взаимный интерес. В документе особо подчеркивается, что Россия была и остается главным гарантом стабильности, безопасности и стратегическим партнером Республики Абхазия. В целом содержание обращения свидетельствует о том, что политическая воля руководства Республики Абхазия совпадает с мнением населения, гражданского общества и политической элиты республики, выраженной и изложенной в многочисленных политических документах, принимаемых и обсуждающихся на политических форумах различного уровня.