Теория

Общие проблемы государственного регулирования в трансформационной экономике

Трансформационный период, осуществляемый в бывших социалистических странах, с особой остротой поставил вопрос о роли и месте государства в социально-экономических преобразованиях и о взаимодействии государства и рынка как составных частей общеэкономического механизма. Отход от всеобщего огосударствления экономики, уменьшение уровня государственного влияния на деятельность хозяйствующих субъектов не должны вести к самоустранению государства от участия государства в экономических процессах. Необходимость участия государства в рыночных преобразованиях диктуется несколькими объективными причинами. Во-первых, в переходной экономике по различным причинам в течение длительного времени сохраняется значительная доля предприятий государственного сектора экономики; во-вторых, государство, устранившись от прямого воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, должно сохранить за собой основную регулирующую функцию в национальной экономике, а именно, право установления «правил игры», обязательных для всех субъектов рынка. Кроме того, у государства в переходной период возникают совершенно новые функции в экономике – создание инфраструктуры рынка, осуществление государственного контроля над макроэкономическими процессами и установление макроэкономических пропорций в национальной экономике, проведение новой структурной политики, разработка и обеспечение использования норм функционирования рынка, обеспечение экономической безопасности страны, выработка, специфических для переходного периода, методов воздействия на субъектов рынка в целях достижения наибольшей экономической эффективности на уровне всей национальной экономики. Недостаточное и неполное осуществление государством своих новых функций приводит и к вакууму власти со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для большинства населения и национальной экономики в целом.

Российский опыт перехода к рыночной экономике уже свидетельствует об ошибочности тех экономистов, политических и государственных деятелей, которые, приступая к реформированию экономики страны, исходили из убеждения в том, что рынок сам по себе способен решать возникающие перед обществом социально-экономические проблемы и что основным направлением повышения эффективности национальной экономики является снижение уровня влияния государства на экономику. При этом ими был проигнорирован весь опыт стран с развитой рыночной экономикой и ту роль, которое занимало государство в их экономике. Также был проигнорирован бесценный опыт «новых индустриальных» государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, достигших благодаря активному участию государства впечатляющих результатов в экономическом развитии.

В условиях трансформационного периода от командно-административной системы к рыночной системе хозяйствования необходимость взаимодействия государства и негосударственного сектора экономики еще больше усиливается, что диктуется целым рядом причин, которые в той или иной степени присущи национальным хозяйствам практически всех стран, стремящихся осуществить подобный переход. Таковыми причинами, на наш взгляд, являются:

● во-первых, неспособность государственных органов власти эффективно управлять, по причине отсутствия опыта решения социально-экономических проблем в условиях переходной экономики. В то время когда экономическая власть переходит к негосударственным структурам, единственно возможным способом разрешения возникающих социально-экономических проблем, становится налаживание конструктивного диалога и сотрудничества государственных органов с хозяйствующими субъектами в целях плодотворного использования их экономического потенциала в интересах всего общества и создания эффективной национальной экономики;

● во-вторых, нерешенность целого ряда проблем, сдерживающих становление и развитие негосударственного предпринимательства, к числу которых следует отнести: несовершенство законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неразвитость рынков; отсутствие полноценной инфраструктуры рынка; недостатки в налоговой политике; низкий покупательский спрос подавляющего большинства населения; недостаточное государственное участие в переподготовке или переквалификации кадров-специалистов в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми рынком.

Понятно, что не во всех странах имеют одинаковое проявление вышеперечисленные проблемы, и разрешаются они по-разному и в разные промежутки времени в зависимости от конкретной социально-экономической и политической ситуации в определенной стране.