Теория

Основное экономическое содержание конкуренции и монополии

Одним из важнейших факторов, повышающих экономическую эффективность функционирования национальной экономики является конкуренция, являющейся цивилизованной формой экономической состязательности хозяйствующих субъектов с целью достижения наилучшего конечного результата функционирования при соблюдении общеустановленных государством норм и правил поведения на рынке. Противоположностью конкуренции является монополия, которую можно трактовать двояко. В узком смысле, монополия – это отрасль, состоящая из одной фирмы, когда товар производится единственной фирмой. Однако на практике чаще встречается монополия в более широком понимании. В этом смысле под монополией подразумевается такая рыночная ситуация, когда одна или незначительное количество предприятий отрасли производят и реализуют основную долю каких-либо товаров и услуг. Эти предприятия осуществляют монопольную власть на рынке, что подразумевает осуществление ими контроля над ценами, объемом производства и направлениями реализации производимых товаров и услуг.

Установление монополии подрывает основы конкуренции и основополагающие принципы функционирования рыночной системы. С другой стороны, важно заметить, что существование монополии в определенных сферах хозяйствования неизбежны в условиях рыночной экономики. При этом экономические и правовые подходы к проблеме монополии и конкуренции не одинаковы. Экономическим содержанием монополии является власть поставщика товара над условиями его реализации. Монополия характеризуется высокой степенью концентрации рынка на стороне предложения, при этом поставщики зачастую ограничивают объемы продукции, завышают цены и стараются не допускать в данную сферу новых конкурентов. Крупные предприятия-монополисты обычно имеют прямой доступ к коридорам власти, легче лоббируют свои экономические интересы, требуя для своего предприятия особых привилегий. Но, с другой стороны, у крупных предприятий могут быть преимущества в уровне издержек производства и своя финансовая база для расширения и обновления производственной базы и развития крупных научных исследований. Высокий уровень концентрации необходим и экономически оправдан в отраслях с крупномасштабными технологиями.

Экономическое содержание конкуренции заключается в том, что ни один производитель, ни группа производителей не имеют власть над условиями реализации товаров и услуг, и каждый из них экономически заинтересован в снижении издержек производства, улучшении качества, обновлении номенклатуры продукции и услуг и технологий. За конкуренцией стоит свобода индивидуальной деятельности. Однако, если количество поставщиков товаров и услуг слишком много на рынке для данного объема спроса, то они будут сбивать цены до уровня ниже издержек производства, и подобная конкуренция экономически неоправданна, даже разрушительная для ее участников и в целом для национальной экономики.

Вышеотмеченные негативные моменты монополизма в экономике заставляют современные государства разрабатывать и проводить антимонопольную политику – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции. При этом основная задача антимонопольной политики состоит в поддержании экономически и социально приемлемого уровня концентрации рынков, чтобы конкуренция способствовала повышению дисциплины на предприятиях и обеспечивала наиболее выгодное использование имеющихся ресурсов.