Теория

Основные методы регулирования деятельности естественных монополий в условиях Республики Абхазия

В национальной экономике любого государства всегда существуют такие сферы деятельности, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразны, как выше отмечалось, по причине ее экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых – обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика, тем самым не означает, ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение на конкурентные рынки и в принципе неконкурентные, т.е. такие, где сохранение монополии экономически оправданно. Таким образом, сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, – это и есть так называемые естественные и государственные монополии. Тем не менее, естественная монополия, как и всякая монополия, несет в себе возможность злоупотребления монопольной властью со стороны ее субъектов. Эти злоупотребления возможны при назначении цен и тарифов на товары и услуги отраслей – естественных монополистов, при определении объемов производства, распределении продукции между отдельными потребителями и др. Для недопущения этих злоупотреблений государство обязано регулировать деятельность естественных монополий, разрабатывая особый правовой режим такого регулирования.

Формирование практики государственного регулирования деятельности естественных монополий в Республике Абхазия в целом идет в русле зарубежного опыта.

Одним из кардинальных способов государственного регулирования деятельности естественных монополий является установление прямого контроля над их деятельностью. Однако на практике данный способ является одним из труднореализуемых задач государства. В частности, в Республике Абхазия нет специального законодательного акта, регулирующего деятельность естественных монополий. Они функционируют в соответствии со статьями 113-115 Гражданского кодекса Республики Абхазия по содержанию в качестве унитарных предприятий и Положениями, утверждаемыми Кабинетом Министров республики.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Абхазия «унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество».

В Республике Абхазия применяются следующие основные методы регулирования деятельности естественных монополий:

ценовое регулирование, осуществляемое путем прямого определения цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребности в товаре или услуге, производимом субъектом естественной монополии.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополии.

Наряду с естественными монополиями из сферы рыночной конкуренции могут быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не только в силу ее экономической неэффективности, но и по причине особой роли этих отраслей в формировании общих условий экономического и социального развития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особой социальной значимости производимых товаров и услуг. Именно последние причины представляются особо значимыми для Республики Абхазия, пережившей разрушительную войну, находящейся в блокадных условиях по политическим мотивам, восстанавливающую собственную национальную экономику практически в одиночку и нуждающейся для этих целей значительной концентрации в руках государства отдельных видов внешнеэкономической деятельности, производства и реализации алкогольной продукции и др.

В целом, антимонопольная политика Республики Абхазия складывается с учетом зарубежного, прежде всего, российского опыта регулирования в этой области. Существенные особенности подобного регулирования в условиях Абхазия выражаются в следующих обстоятельствах. Во-первых, она складывается в условиях трансформационной экономики, когда лишь начинают формироваться основы рыночной системы. Во-вторых, по определенным объективным и субъективным причинам, государственно-административный монополизм пока еще играет значительную роль в национальной экономике. В-третьих, неразвитость многих рыночных структур в Абхазии, и вовсе отсутствие многих из необходимых атрибутов рыночной экономики, объективно усиливают нагрузку на государственные органы антимонопольного регулирования. В-четвертых, задачи антимонопольного регулирования в Республике Абхазия намного шире, чем сохранение и защита конкуренции, присущие другим более развитым странам. Здесь задача усложняется вдвойне, в связи с необходимостью единовременного формирования системы свободного предпринимательства и конкуренции, с одной стороны, и созданием органов антимонопольного регулирования, помогающим развитию последним. И последнее, само антимонопольное законодательство пока еще лишь складывается в целостную правовую систему, и об эффективности его воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, пока говорить не приходиться.