Теория

Практика организации разработки и осуществления индикативных планов (на примере Венесуэлы)

Рассмотрим процесс организации разработки и осуществления индикативных планов на примере одного из представителей «новых индустриальных» стран, Венесуэлы, где вмешательство государства в экономическую жизнь, при помощи планирования, рассматривается в качестве одного из важных факторов стимулирования развития национальной экономики, перестройки ранее сложившейся структуры хозяйства, проведения социально-экономической трансформации в обществе. В числе других форм и способов государственного воздействия на экономику можно назвать: создание и развитие государственного сектора в экономике и установление на этой основе контроля над развитием экономики в целом; государственное предпринимательство; применение косвенных мер воздействия, например предоставление налоговых льгот, проведение протекционистской политики, регулирование валютных курсов, кредитная и тарифная политика; законодательные и административные мероприятия и др.

Юридически государственное вмешательство в экономические процессы при помощи планирования и сохранение за государством определенных отраслей экономики закреплены в двух статьях Конституции страны. Так в статье 97 говорится, что «исходя из национальных интересов, государство может сохранить за собой некоторые отрасли промышленности, разработку месторождений, а также службы, имеющие общественный характер. Оно будет стремиться создавать и развивать под своим контролем тяжелую промышленность», а статья 98 гласит, что «государство будет покровительствовать частной инициативе, если последняя не затрагивает принимаемых им мер по планированию, рационализации и содействию производству, регулированию обращения, распределения и потреблению материальных ценностей с тем, чтобы стимулировать экономическое развитие страны».

Конкретные экономические предпосылки начала государственного планирования в Венесуэле были созданы такими факторами, как рост концентрации производства, возрастание ресурсов национального дохода, мобилизуемых государственным бюджетом, увеличением государственных капиталовложений в различные отрасли национальной экономики. Однако непосредственно необходимость в планировании в Венесуэле возникла вследствие ограниченности материальных и финансовых ресурсов и необходимости всемерной их мобилизации и наиболее рационального использования, о чем пишут венесуэльские экономисты. Хорхе Жиордани отмечает, что «планирование возникло как инструмент рационального использования невозобновляемых природных ресурсов: нефти, железа, алюминия», а С. Гонсалес Горрондона считает, что «основной и конечной целью планирования является более эффективное использование имеющихся природных ресурсов».

Как известно, в других странах Латинской Америки, непосредственной предпосылкой для прямого вмешательства государства в экономику стали трудности, возникшие в ходе мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг., резко сузившего их экспортные возможности. Венесуэла же, как страна, экспортирующая нефть, была в меньшей степени подвержена отрицательному влиянию кризисных явлений, в связи с чем, побудительными мотивами начала государственного планирования в Венесуэле были понимание невозобновляемости нефтяных и других ресурсов добывающих отраслей промышленности представителями различных слоев венесуэльского общества, стремление создать на базе нефтяных доходов развитую многоотраслевую экономику.

Вышесказанное имеет важное практическое значение для Абхазии, которая после распада СССР стала суверенным государством, но война Грузии против Абхазии прервала на определенный период процесс экономических преобразований, а кризисные явления, имевшие место в экономике других государств бывшего Союза, особенно в России в начале 90-х годов, в некоторой степени и затронули Абхазию. При этом Абхазия имела возможность, несколько смягчить негативные последствия кризисов и выработать более приемлемую экономическую политику в уже кардинально изменившихся послевоенных условиях.