Теория

Практика сочетания плана и рынка в условиях Японии

Взаимоотношения плана и рынка в условиях Японии несколько отличается от европейской системы. В Японии план основывается на признании того факта, что частные предприниматели осуществляют эффективную хозяйственную деятельность по своей собственной инициативе через систему свободного предпринимательства и рыночный механизм.

Характеризуя показатели, содержащиеся в индикативных планах Японии российский ученый В.Сенчагов отмечает, что «все планово-прогнозные расчеты основаны на глубоком изучении реального состояния экономики. В этом анализе ключевая роль отводится системе макроэкономических и микроэкономических показателей, факторам, определяющим эффективность капитала, труда и НТП. Именно нахождение удачного сочетания между этими факторами на уровне всей экономики, в каждой из ее отраслей, а также в регионах и, что особенно важно, в системе организации самоуправляемого свободного предпринимательства явилось одной из главных причин высокого динамизма японской экономики»[1]. Таким образом, в Японии индикативный план представляет собой комплекс мер государственного воздействия на социально-экономические процессы, ставящие в качестве стратегической цели реализацию косвенного воздействия на различные уровни национальной экономики, согласование деятельности государства, отраслей экономики и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними собственных индивидуальных бизнес-планов и проектов развития. Иными словами, индикативный план – это механизм координации интересов и деятельности хозяйствующих субъектов.

В этих условиях, с целью привлечения частных предпринимателей к сотрудничеству с планом, государственные органы закладывают в план разнообразные экономические стимулы и льготы, такие как ускоренные амортизационные списания, предоставление государственных субсидий, льготных кредитов, налоговые, кредитные и таможенные привилегии и др. Подобное стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов, поддерживающее государственные планы, распространены повсеместно в странах рыночной экономики.

Отметим, что в принципе и рынок способен в определенной степени не только развивать хозяйственные связи между производителями и потребителями, но и создавать новую структуру производства, приводя к банкротству одни производства и стимулируя развитие других через перелив капитала. Однако в любом государстве существуют столь же объективные национальные интересы, которые требуют, чтобы в рыночные пропорции вмешалось государство. Например, рынок нередко требует развития экологически вредных производств, они выгодны, т.к. быстро приносят высокие прибыли, и туда устремляется частный капитал. Но, государство, исходя из национальных интересов, может посчитать более выгодным, закупать подобную продукцию за пределами страны, даже по более высокой цене, чем допускать ее развитие внутри страны. В подобных случаях государство вмешивается в деятельность хозяйствующих субъектов, используя такие методы государственного регулирования как отказ от выдачи лицензии, установление низких таможенных пошлин с целью стимулирования импорта. В то же время возникает часто и другая ситуация, когда рынок свидетельствует о том, что какой-то товар лучше импортировать, но в стране традиционно существует производство этого товара. В таких случаях государство поддерживает местное производство, и применяя административные методы регулирования, например, вводит квоты по импорту определенного товара в целях ограничения его ввоза в страну.

В вышеприведенных примерах важная роль принадлежит индикативному планированию, так как его основная задача состоит именно в том, чтобы указать, где и когда нужно вмешаться государству в экономические процессы, в деятельность хозяйствующих субъектов, не выходя при этом за определенные рамки. Естественно, не следует государству вмешиваться в то, что рынок сделает лучше, и когда это отвечает национальным интересам страны. При этом следует подчеркнуть, что индикативное планирование является особым, комплексным средством государственного регулирования рыночной экономики, которое нельзя отнести ни к административным, ни к экономическим методам. Планирование вбирает в себя и те и другие, придает разнообразным механизмам регулирования целенаправленный, комплексный характер, координирует их применение для достижения поставленных в плане целей, приоритетов, структурных изменений.