Теория

Проблемы выбора национальной экономической модели развития Абхазии

Оторванность от прогрессивных мирохозяйственных тенденций ставит перед Республикой Абхазия нелегкую задачу в реформировании национальной экономики. Основной упор в ходе трансформации национальной экономики республика вынуждена сделать на внутренние источники ресурсов с целью их полной мобилизации и справедливого распределения в общенациональных интересах. Однако ограниченность внутренних ресурсов и осознание невозможности автаркического, обособленного от внешнего мира, эффективного развития, побуждает государственные органы власти и управления активно влиять на социально-экономические процессы, происходящие в стране и находить наиболее приемлемые для страны внешнеэкономические связи, которые в результате грузино-абхазской войны приобретают новые направления. В этих условиях государству следует решать вставшие перед Абхазией проблемы комплексно с учетом многовековых национальных традиций ее населения, исторического прошлого, поддерживая при этом высокую духовную и нравственную культуру в обществе, а также с использованием конкурентных преимуществ республики, связанных с географическим расположением, природно-климатическими и рекреационными условиями и специализацией экономики.

Таким образом, в условиях трансформационного периода перед Абхазией стоит проблема выбора национальной социально-экономической модели развития. На наш взгляд, подобная модель должна основываться, с одной стороны, на достижениях мировой экономической науки, а с другой, на внутренних и внешних факторах хозяйствования, а также на сложившуюся в стране социокультурную и институциональную среду. При построении национальной модели развития Республики Абхазия важно учитывать, что узость внутреннего рынка вынуждает ориентировать национальный воспроизводственный процесс на внешние рынки. По нашему убеждению, национальным стратегическим интересам Республики Абхазия отвечает установление выгодных взаимоотношений с Российской Федерацией, с которой Абхазию связывают много объективных исторических и экономических факторов, среди которых наиболее важными представляются нижеследующие.

1. В настоящее время в Российской Федерации, в республиках Северного Кавказа проживают кровнородственные народы абхазов, входящих в абхазо-адыгскую языковую группу: абазины, адыги, кабардинцы, черкесы, шапсуги, убыхи. Кроме того, более чем вековые (и особенно в последние 200 лет) прямые контакты Абхазии с Россией способствовали нарастанию абхазо-русских кровнородственных связей. Как отмечает известный общественный деятель Абхазии, доктор исторических наук Ю.Н. Воронов в докладе «Русская диаспора в Абхазии: история и современность» на международной научно-практической конференции «Россия и Восток: проблемы взаимодействия», организованной Отделением истории РАН, Институтом Востоковедения РАН, Институтом Российской Истории РАН, «славяно-русское присутствие в Абхазии фиксируется с V1 века н.э…Начало переговорного процесса о принятии Абхазии под покровительство России… относится к началу 70-х годов ХV111века… В 1810 году… Абхазия оказалась «под верховным покровительством, державою и защитою Российской империи». Абхазское автономное княжество, преобразованное в 60-х годах Х1Х века в Сухумский отдел, а затем округ, до 1917 года подчинялось российской администрации. После оккупации (1918-1921 гг.) со стороны сформировавшейся на развалинах российской государственности и культуры Грузинской Демократической Республики, Абхазия была освобождена российской Красной Армией, после чего десять лет обладала статусом сначала независимой, а затем связанной договорными отношениями с Грузией суверенной Советской Социалистической Республики»[1](18,284-285).

2. В настоящее время в Республике Абхазия проживает около 30 тыс. русского населения, более 80% населения республики являются гражданами Российской Федерации.

3. Функционирующие ныне в Абхазии промышленные, сельскохозяйственные, торговые, энергетические сооружения и заводы, а также системы связи, курортно-оздоровительные, культурно-просветительные, административные и жилые здания, коммуникационные хозяйства, транспортные дороги и объекты, портовые сооружения, аэропорты, учреждения науки, культуры, образования и многие другие объекты и сферы хозяйствования в большинстве своем создавались Россией или совместно с Абхазией.

4. В результате многолетнего сосуществования в едином государстве, исходя из объективных вышеперечисленных исторических и экономических факторов, а также с учетом природно-географического потенциала, между Абхазией и Россией сложились отрасли экономической специализации, которые оказались изолированными в результате распада СССР. В частности, Абхазия и район Сочи Краснодарского края России, составляли единую курортную зону, где отдыхали и восстанавливали свое здоровье миллионы граждан бывшего Союза. Территориальная близость между Абхазией и Югом России играет немаловажную роль в создании единого экономического пространства.

5. Абхазия находится в рублевой денежной зоне. Российский рубль является основной денежной единицей, имеющим законодательное право обслуживания всех взаимных расчетов между хозяйствующими субъектами, населением и государством на территории Республики Абхазия.

Вышеперечисленные факторы и новые мирохозяйственные реалии, складывающиеся по отношению к Абхазии после грузино-абхазской войны, связанные с ее непризнанностью и экономическим давлением со стороны мирового сообщества, вынуждают Абхазию при выборе социально-экономической модели национального развития выбрать для равноправного сотрудничества, надежного и стратегического партнера, отвечающего национальным интересам страны. Таковым, по мнению подавляющего большинства населения республики, в том числе его руководства, может быть только Российская Федерация, о чем свидетельствуют многочисленные официальные заявления и обращения властей и общественных организации Абхазии. Учитывая сложившийся мирохозяйственный порядок, явно ущемляющий интересы малочисленных народов, возможно, на наш взгляд, установление таких взаимоотношений между Абхазией и Россией, путем всестороннего развития экономического сотрудничества на региональном уровне, что разрешает российское законодательство. В настоящее время эффективные и взаимовыгодные социально-экономические связи между хозяйствующими субъектами Абхазии и Российской Федерации можно осуществлять на региональном уровне в рамках Ассоциации экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, в которую, в качестве ассоциированного члена с 1998 года входит и Абхазия.

Таким образом, в условиях трансформации социально-экономической системы Абхазии и выборе национальной модели будущего развития государство должно играть значительную роль, ибо от этого выбора зависит сохранение и будущее нации, а также упрочение национальной государственности. Кроме того, в переходный период государство не может не оставаться главным субъектом регулирования экономических отношений во всех тех сферах, которые непосредственно связаны с реализацией общенациональных интересов.

Одним из приоритетных направлений деятельности государства в Республике Абхазия в современных условиях является установление новых, взаимовыгодных экономических и иных взаимоотношений с другими государствами. Официальная государственная политика республики в этой области направлена на интеграцию экономики Абхазии в мировое хозяйство, прежде всего, на сближение с национальными хозяйствами республик, краев и областей Юга России, для чего, как отмечалось выше, в настоящее время существуют объективные условия.