Теория

Роль государства в приватизации государственной собственности Республики Абхазия

Отметим, что развитие негосударственного предпринимательства в современных условиях Республики Абхазия нельзя свести только к поддержке со стороны государственных органов управления. Необходимо обеспечить согласованность в стимулировании деятельности малого, среднего и крупного бизнеса, а также органическую взаимосвязь мер по развитию предпринимательских инициатив в хозяйственной деятельности с последующим переходом к государственной промышленной политике инновационного типа. Наши предложения, связанные с дальнейшим реформированием национальной экономики Республики Абхазия и непосредственно, касающиеся вопросов государственного регулирования предпринимательской деятельности заключаются в нижеследующем.

Прежде всего, необходимо создание законодательной основы для проведения дальнейших преобразований в экономике, в частности, касающиеся так называемой, «большой» приватизации, охватывающей средние и крупные предприятия. Экономические реформы можно проводить, придерживаясь Государственной программы приватизации, где должны быть, расписаны основные цели и задачи приватизации, перечень объектов, приватизация которых запрещается, список субъектов приватизации, а также общие условия и требования послеприватизационного функционирования, приватизируемых предприятий и другие проблемные вопросы. Программа приватизации в целях приобретения статуса закона, в соответствии с Конституцией Республики Абхазия, должна быть утверждена Президентом страны.

Основными целями Программы приватизации могут быть:

– повышение эффективности деятельности национальной экономики на основе проведения структурной ее перестройки, создания конкурентной среды и равных конкурентных возможностей среди приватизируемых и других предприятий;

– вовлечение в процесс приватизации максимально большого количества населения республики и создание на этой основе широкого слоя частных собственников в качестве экономической основы функционирования переходной экономики;

– логическое завершение начавшегося с 1998 года процесса «малой» приватизации и ускорение на этой основе развития сферы услуг, торговли, восстановления разрушенных войной объектов;

– приватизация средних и крупных предприятий реального сектора экономики и на начальном этапе, их послеприватизационная государственная поддержка;

– привлечение национальных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики;

– осуществление мероприятий, связанных с социальной защитой приватизируемых предприятий;

– принятие ограничительных мер по послеприватизационной деятельности предприятий в целях бесперебойного функционирования национальной экономики и др.

Объекты приватизации можно подразделить на следующие группы:

а) предприятия и организаций, приватизация которых запрещена;

б) предприятия и организации, приватизация которых осуществляется по решению Народного Собрания Республики Абхазия;

в) предприятия и организаций, приватизируемые решением местных органов самоуправления;

г) предприятия и организаций, подлежащие обязательной приватизации.

В соответствии с подобным разделением необходимо установить конкретный перечень предприятий, подлежащих приватизации или не относящихся к таковым, которые пообъектно должны быть утверждены Народным Собранием республики или местным органом самоуправления, в зависимости от того в чем ведении находится тот или иной объект. Подобное разделение собственности должно осуществляться в соответствии с Законом «О разграничении государственной собственности в Республике Абхазия на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований», принятым в 2001 году.

Среди ограничительных мер приватизируемых предприятий в Программе следует указать на необходимость сохранения профильных видов деятельности по отношению к определенным предприятиям, производящим товары массового спроса или оказывающим услуги населению в удовлетворении насущных потребностей.

Важными моментами проведения приватизации должны быть соблюдение принципа социальной справедливости и обеспечение максимальной прозрачности в ее проведении.

Органы власти и управления республики должны привлекать приватизируемые предприятия на свою сторону в целях поддержки принимаемых в стране государственных программ социально-экономического развития и годовых индикативных планов, для чего более эффективно могут использовать, все имеющиеся в их распоряжении экономические рычаги воздействия, включая денежно-кредитные, налогово-бюджетные, инвестиционные, внешнеэкономические и другие. От этого еще больше повысится степень выполняемости принимаемых государственных решений и уровень поддержки, которые они получат, сотрудничая с негосударственным сектором экономики.

В период трансформации экономики и становления современного предпринимательства уровень государственного регулирования рынка должен быть более высоким, ибо, как подтверждает практика, без эффективного государственного воздействия и потребуется более длительное время для создания цивилизованного рынка и его инфраструктуры. Однако в период зрелости предпринимательства, естественно, что степень его государственного регулирования будет уменьшаться, так как государство и негосударственные структуры будут выступать как сотрудничающие партнеры, потому что у них одна общая цель – создание эффективной национальной экономики, призванной повысить жизненный уровень населения. При этом негосударственное предпринимательство создает материальную основу для обеспечения населения товарами и услугами, а государство выступает гарантом создания условий для конкуренции как подлинной экономической состязательности, социальной направленности рыночных отношений.

В настоящее время, практически во всех странах с переходной экономикой в качестве основной задачи рассматривается государственная поддержка процесса создания инфраструктуры малого предпринимательства. Однако, на наш взгляд, данную задачу следует решать комплексно, в тесной связи с созданием системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом, вне зависимости от масштабов предпринимательской деятельности будто малое, среднее или крупное.

Важнейшей проблемой государственного регулирования негосударственной предпринимательской деятельности в современных условиях переходной экономики является обеспечение социальной направленности процесса формирования и развития предпринимательства, так как социальный эффект является основой благосостояния всего населения страны. Поэтапный, стимулируемый государством процесс перехода негосударственных предпринимательских структур на цивилизованные, общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой принципы функционирования, должен стать одним из путей разрешения многочисленных проблем, возникших перед Республикой Абхазия на современном этапе. При этом государство должно активно регулировать процесс перехода к рыночным отношениям, используя преимущественно экономические механизмы государственного воздействия на хозяйствующие субъекты, в целях их стимулирования на производство конкурентоспособной на мировых рынках продукции. В этих целях государство может применять наиболее эффективные способы индикативного планирования, что, в свою очередь, будет способствовать эффективному развитию всей национальной экономики.