В специфических условиях Республики Абхазия, в которых осуществляется трансформационный переход от социалистической системы хозяйствования к рыночной экономике, о которых говорилось выше, на выбор программы перехода к рынку, наряду с вышеперечисленными факторами, влияют и природно-географические, культурные, национальные, внешнеэкономические и другие факторы. Государство в этих условиях, обязано взять на себя ответственность за создание базисных условий функционирования рыночной системы, включающей формирование рыночной инфраструктуры, создание норм и правил поведения хозяйствующих субъектов, содействие становлению служб и организаций, обслуживающих предпринимателей, без наличия которых хозяйствующие субъекты не смогут полноценно и плодотворно функционировать.
В частности, в период трансформации экономики в Абхазии государство должно усилить свои регулирующие функции в таких традиционных сферах общественной жизни, как управление, национальная оборона, социальная сфера и др. Кроме того, с учетом специфики трансформационного периода, оно обязано существенно расширить и собственную хозяйственную деятельность через предприятия и организации государственного сектора в таких важнейших сферах, как военно-промышленный, агропромышленный и инфраструктурный комплексы. В целом, переход к многоукладной экономике, т.е. к сосуществованию различных способов хозяйствования, последовательно должен пройти путь от государственной экономики через процессы разгосударствления и приватизацию к формированию цивилизованного рынка. Именно в этом процессе государству принадлежит важнейшую роль, поскольку на практике не существуют никакие другие силы и механизмы, которые реально могли бы осуществить подобную трансформацию без значительных издержек для большинства населения. Государственное влияние на хозяйственную деятельность только тогда станет эффективной, когда ее социальной опорой станет подавляющее большинство членов общества, что в условиях трансформации экономики является нелегкой задачей. Данная сфера деятельности государства затрагивает экономические интересы всех социальных групп общества, предпринимателей, государственных чиновников, наемных работников, безработных и др., у каждой из которых свои собственные экономические интересы, которые иногда резко противоположны общегосударственным интересам. В этих условиях у государства возникает проблема выбора между эффективным функционированием и справедливостью, и органы государственной власти и управления вынуждены находить пути достижения баланса между различными аспектами справедливости, что, заметим, не всегда будет способствовать экономически эффективному распределению ресурсов и доходов в стране.
Трансформационный период от командно-административной системы к рыночной системе хозяйствования объективно сопровождается чрезмерным увеличением дифференциации доходов населения. Причем, в начальной стадии переходного периода данный процесс осуществляется в условиях экономического спада и роста темпов инфляции, которые значительно обостряют проблему неравенства, вызывая серьезное снижение жизненного уровня подавляющей части населения. В этой ситуации, в целях недопущения обнищания отдельных слоев населения и сглаживания остроты социально-экономических противоречий в обществе, государство обязано более активно участвовать в перераспределении доходов, используя при этом всевозможные механизмы государственного воздействия на хозяйствующие субъекты.
С начала 90-х годов в Республики Абхазия, происходят трансформационные процессы, направленные на становление рыночных отношений.
Важнейшей задачей государства в Республике Абхазия в трансформационный период является формирование целостной системы экономических механизмов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов с целью ускоренного восстановления разрушенного войной национальной экономики, равномерного распределения ресурсов и доходов в обществе и повышение уровня благосостояния населения. Стабилизацию и реформы в национальной экономике республики необходимо проводить с учетом вновь формирующихся объективных тенденциях в мирохозяйственных связях.
Современное экономическое и социальное состояние Абхазии следует оценивать, на наш взгляд, как отсталое, зависимое и кризисное, хотя некоторые макроэкономические показатели, которые приводятся ниже, свидетельствуют о некотором росте в отдельных отраслях и секторах национальной экономики. Наметившийся с 2000 года рост в национальной экономике вызван, прежде всего, низким стартовым уровнем производства практически во всех отраслях реального сектора экономики. На наш взгляд, даже при наличии высоких темпов роста в отдельных секторах экономики, в целом по уровню социально-экономического развития, Абхазию следует относить к среднеразвитым развивающимся странам.