Трансформационный период от административно–командной системы к рыночным методам хозяйствования возродил в Абхазии активную предпринимательскую деятельность в негосударственном секторе, которая протекает в сложных социально-экономических условиях, вызванных прошедшей в начале 90-х годов разрушительной войной и трудностями послевоенного строительства. Они связаны, прежде всего, с политической ситуацией, сложившейся вокруг Абхазии в послевоенный период, которая не благоприятствует успешному развитию предпринимательской деятельности. Экономические санкций, объявленные Абхазии странами СНГ, под давлением Республики Грузия, в определенной степени затормозили становление рыночных структур и в целом развитие предпринимательства. Но, с начала 2000 года, благодаря конструктивной позиции Российской Федерации и Республики Беларусь по отношению к Абхазии, республика получила возможность более активно заниматься внутрихозяйственными проблемами, в том числе и формированием предпринимательской среды.
Негосударственная предпринимательская деятельность в Республике Абхазия осуществляется в рамках определенной правовой среды, включающей наличие законов, регулирующих предпринимательство и создание наиболее благоприятных условий для развития бизнеса. Имеется в виду, упрощенная или ускоренная процедура учреждения и регистрации негосударственных предприятий; защита бизнеса от государственного бюрократизма; совершенствования налогового законодательства с целью стимулирования предпринимателей к расширению хозяйственной деятельности, создание и развитие совместных предприятий с участием иностранного капитала и другие моменты, способствующие успешному развитию предпринимательства.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим предпринимательскую деятельность в Республике Абхазия является Гражданский кодекс Республики Абхазия, принятый в июле 2006 г. Кодекс определяет экономические, социальные, организационные и правовые основы создания, функционирования и развития предприятий в условиях многообразия форм собственности, регламентирует права и ответственность субъектов негосударственного предпринимательства, устанавливает гарантии свободы предпринимательства, его государственной поддержки и защиты.
Особое значение в деятельности государства в условиях трансформационной экономики приобретает формирование эффективной институциональной среды предпринимательства, именуемой иначе организационно-технической средой, которая характеризуется наличием разнообразных институтов и служб, с помощью которых предприниматель может успешно вести коммерческую деятельность. Она включает нижеследующие основные институты и организации:
1. Коммерческие банки. По всей территории Республики Абхазия размещены 14 коммерческих банков, оказывающих финансовые услуги предпринимателям. Многие местные коммерческие банки сотрудничают и с зарубежными клиентами, оказывают международные финансовые услуги предпринимателям.
2. Учебные заведения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров. Всего в Республике Абхазия имеется два высших учебных заведения: Абхазский государственный университет (АГУ), Сухумский Открытый Институт (СОИ), осуществляющие подготовку специалистов по различным направлениям рыночной экономики в соответствии с образовательными государственными стандартами Российской Федерации. В республике 15 средне-специальных учебных заведений. В 2005 году АГУ выпущено 400 специалистов, СОИ – 68, средне-специальными учебными заведениями –868. Число студентов в ВУЗах составляло 3483, в том числе в АГУ – 2778 чел., в СОИ – 705 чел.
3. Рекламные агентства. В настоящее время в республике рекламная деятельность осуществляется через телевидение, печатные издания, уличные рекламные щиты. Наиболее доступной для всего населения средством размещения рекламы является телевидение, которых в республике два: Абхазская государственная телерадиокомпания и негосударственный канал «Интер-ТВ», а также распространяемые на всю территорию республики каналы телевидения и радио России. В республике функционирует несколько негосударственных рекламных агентств.
4. Транспортные организации, занимающиеся транспортировкой сырья, материалов, готовой продукции. В 2004 году всеми видами транспорта, функционирующими в Республике Абхазия (железнодорожным, автомобильным и морским) перевезено грузов общим объемом 99,0 тыс. тонн. В железнодорожном транспорте занято 494 чел., в автомобильном транспорте -1626 чел., на городском пассажирском электрическом транспорте -75 чел., на морском транспорте-28 чел.
5. Служба занятости. Это необходимая составляющая рыночной инфраструктуры находится в структуре Министерства социальной защиты и здравоохранения. В республике существует государственный фонд занятости населения, занимающаяся поиском свободных рабочих мест на предприятиях и трудоустройством определённой части безработного населения.
6. Коммунальные службы. В первую очередь к их сфере относится электроснабжение и водоснабжение предпринимателей. Данные виды инфраструктуры рынка в Республике Абхазия имеют достаточное развитие, т.к. страна располагает собственной ресурсной базой, обеспечивающей их бесперебойное функционирование. Так, например, в 2005 году только на производственно-хозяйственные нужды было отпущено 201 млн. кВт. час, или 19,1 % от общего количества потребленной электроэнергии в республике.
7. Средства связи и передачи информации. В республике функционируют предприятия связи, подведомственные Госкомпании «Абхазсвязь». Общее их количество в 2005 году составляло 27, в них занято 655 человек. Кроме того, в Абхазии функционирует 9 негосударственных операторов связи в том числе: в г. Сухум – 5, в г. Гагра – 2, г. Гудаута – 1, пос. Гулрипш – 1. На негосударственных предприятиях связи было занято более 300 чел. С 2002 года в республике начала функционировать система «Интернет», значительно ускорившая взаимосвязь местных предпринимателей с зарубежными партнерами, облегчающая доступ к информации о состоянии мировых рынков и др.