Теория

Стратегия развития банковского сектора национальной экономики

 

К настоящему времени в Республике Абхазия уже сформировалась новая банковская система, основанная на рыночных принципах хозяйствования. В послевоенные годы, вплоть до 2000 года, в республике происходил рост банков, однако в последнее время количество банковских учреждений сократилось в связи с невозможностью выполнять ими своих обязательств перед клиентами. В результате из 17 коммерческих банков, три были объявлены арбитражным судом банкротами, а другой – региональный «Ткуарчал-банк» – стал филиалом более надежного «Гарант-банка».

Основными кредитными ресурсами коммерческих банков должны стать средства на расчетных счетах и вклады граждан. Однако, подобные источники кредитных ресурсов имеются не у многих банков Абхазии, да и к тому же и население пока не очень доверчиво относится к коммерческим банкам, после нескольких случаев их банкротства и невозможности своевременного возврата ими средств, причитающихся клиентам банка. Кроме того, отрицательное влияние на формирование кредитных ресурсов в банковской системе оказывает отвлечение средств хозяйствующими субъектами в дебиторскую задолженность, сумма которой в 2005 году составила 492,7 млн. руб., что больше показателя 2004 г. в 1,9 раза, т.е. отвлеченная из хозяйственного оборота сумма уже достигла угрожающих размеров около 90,0% стоимости производимой за год промышленными предприятиями продукции.

Основополагающими документами для определения денежно-кредитной политики в Республике Абхазия, должны быть, Годовой индикативный план социально-экономического развития республики и Государственный бюджет. При этом выбор и параметры отдельных инструментов денежно-кредитной политики, должны устанавливаться с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития страны и направлены на выполнение таких функций, как улучшение состояния государственного бюджета страны, его сбалансированности по доходам и расходам; повышение доходов населения путем регулирования оплаты труда в сфере малого предпринимательства, в реальном секторе экономики с учетом экономических возможностей предприятий, а также работникам бюджетной сферы; регулирование внешнеэкономической деятельности в целях сближения соотношения экспортных и импортных операций; повышение эффективности национальной экономики и всех ее составляющих секторов и др.

Установление нормативов обязательных резервов является вынужденной мерой в условиях нестабильного социально-экономического развития страны, но вполне оправданной, в особенности в случае с Абхазией, где пока еще существует масса неразрешенных проблем внешнего и внутреннего характера. Данная мера направлена, прежде всего, на защиту законных интересов кредиторов банка на случай банкротства банков, ибо в этом случае резервируемые средства в первую очередь должны направляться на оплату обязательств банков перед кредиторами. Кроме того, резервированием денежных средств должна регулироваться и кредитная эмиссия в целях уменьшения рисков, связанных с обеспечением клиентов банков в наличных деньгах.

Банковская политика в области установления процентной ставки в целях стимулирования развития национальной экономики, на наш взгляд, должна быть дифференцированной по отношению к различным секторам экономики. Уровень процентных ставок в условиях отсталой экономики Абхазии должен обеспечивать снижение стоимости кредитов, направляемых в реальный сектор экономики, который сегодня больше всего нуждается в поддержке со стороны и финансовых институтов и государства. Но при этом в условиях переходной экономики и функционирования коммерческих банков на условиях полной хозяйственной самостоятельности, государство не может воздействовать на них административными методами. Здесь приемлем только один вариант, а именно учет экономических интересов коммерческих банков путем применения метода «последовательного приближения интересов» государства и банков. В этом случае государство через Национальный банк может выделить централизованные кредитные ресурсы коммерческим банкам с адресной целью финансирования реального сектора национальной экономики, для чего следует установить определенный размер процентной ставки в пользу коммерческого банка.

Основными причинами, препятствующими в настоящее время расширению потока банковского кредита в реальный сектор экономики в Республике Абхазия, по нашему мнению, являются низкая доходность производственного сектора национальной экономики; завышенные процентные ставки коммерческих банков; чрезмерная спекулятивность рынка и желание банков совершать быстрый оборот денежных средств путем предоставления краткосрочных кредитов торгово-посреднической деятельности; высокий риск инвестирования в реальную экономику и др.

В условиях Абхазии денежно-кредитные механизмы государственного воздействия на экономику можно эффективно использовать лишь в том случае, если государство через Национальный банк способно воздействовать на масштабы и характер негосударственных финансовых институтов, т.к. в возрождающейся рыночной экономике именно они являются основой всей денежно-кредитной системы. Целенаправленная кредитно-денежная политика государства в современных условиях должна сочетаться с эффективной государственной налогово-бюджетной политикой, направленной на достижение макроэкономической стабилизации, повышение уровня занятости и поддержание низких темпов инфляции. Подобное взвешенное сочетание денежно-кредитных механизмов с налогово-бюджетными мерами государственного регулирования, способно обеспечить наибольшую активность предпринимателей, инвесторов, субъектов внешнеэкономической деятельности и способствовать успешному становлению рыночных отношений в стране.