Теория

Сущность и роль налогов в механизме государственного регулирования экономики

Исторический опыт развития практически всех стран мира свидетельствует о том, что налоги являются наиболее поздней формой доходов государственного бюджета и обязательными платежами физических и юридических лиц, взимаемые государством. Поиск идеальной системы налогообложения продолжается и в настоящее время, и наверняка, он будет бесконечен, поскольку налоги должны соответствовать и историческим и культурным особенностям общества, обычаям и традициям граждан страны, и стадии экономического развития, на которой находится данное государство.

А. Смит в книге «Богатство народов» впервые создал учение о закономерностях эволюции государственных финансов, в которой наиболее примитивной формой государственных доходов называл доход от деятельности государственных предприятий и имущества,… а на более высоком уровне развития общества складывается более правильная налоговая система, а именно упорядоченное и систематизированное изъятие части доходов хозяйствующих граждан и их объединени. В значительно короткое время налоги стали привычным экономическим явлением, что дало возможность известному политическому деятелю США Б. Франклину заявить, что платить налоги и умирать должен каждый. На исключительное значение налогов для государства обращал внимание и К. Маркс, утверждавший, что «налог – это материнская грудь, кормящая правительство… Налог – это пятый Бог, рядом с собственностью, семьей, порядком и религией»[1].

В начале Х1Х века швейцарский и французский экономист Ж. Сисмонди сформулировал теорию налога как «теорию наслаждения», в которой утверждает, что ни один из видов дохода граждан не должен ускользать от обложения, что «граждане должны смотреть на налоги, как на вознаграждение за оказываемую правительством защиту их личности и собственности. Налоги, уплачиваемые гражданами, должны по справедливости соответствовать тем выгодам, которые оно делает ради них. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан… При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное как наслаждение. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения охраны личности и собственности»[52,139]. В данной теории Ж. Сисмонди дает трактовку сущности налога, которая не потеряла актуальности и в настоящее время, в особенности для стран с переходной экономикой, в которых вновь формируются институты власти, призванные защищать права граждан на собственность, создаются соответствующие новым формам хозяйствования правоохранительная система, органы государственного контроля и другие службы, относящиеся к инфраструктуре рынка, помогающие предпринимателям успешно заниматься бизнесом. В этих условиях еще больше возрастает роль государства в национальной экономике, ибо вышеперечисленные функции являются исключительными функциями государственной власти и органов управления. При этом, насколько эффективно государственная власть будет защищать собственников средств производства и граждан будет зависеть и от финансовых средств, которыми будет располагать государство, и от времени, необходимого, чтобы все институты власти организационно были созданы и начали стабильно функционировать.

Роль налогов в механизме государственного регулирования рыночной экономики наиболее полно и емко изложена в труде итальянского экономиста Ф. Нитти «Основные начала финансовой науки»: «Имеются неделимые общественные услуги, как например, внутреннее спокойствие и внешняя безопасность, правосудие, общественная гигиена, охрана территории. Так как в этом случае неприемлемы пошлины, т.е. вознаграждение за специальные делимые услуги, то необходимо, чтобы общие расходы покрывались налогами»[55,241]. Таким образом, Ф. Нитти вводит понятие «коллективные потребности», платой за удовлетворение которых являются налоги: «Налог есть та часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей»[55,241].

Наиболее значительный вклад в исследовании проблем налогообложения внесли сторонники теории экономики предложения, крупнейшие экономисты-теоретики второй половины ХХ века А. Маршалл, П. Самуэльсон, К.Р. Макконел, С.Л. Брю, М.И. Фридмен, А. Лаффер и др., которые рассматривают снижение общего уровня налогов и степень прогрессивности налогообложения как средства стимулирования производственной деятельности.