Теория

Теоретические концепции сущности бюджета

Практическое использование государством бюджета в качестве одного из инструментов воздействия на экономическое и социальное развитие опирается на различные теоретические концепции. В, частности, в течение многих десятилетий в развитых странах с рыночной экономикой господствовала концепция так называемого нейтрального бюджета, отвечающая интересам развития национальной экономики только в том случае, если не требовалось коренных преобразований, сложившихся под воздействием рынка естественного порядка. Данная концепция в качестве основной задачи перед государственной бюджетной политикой выдвигала обеспечение сбалансированного бюджета и невмешательство, в ход воспроизводственного процесса, считая, что нормальное функционирование финансов является отражением эффективного функционирования экономики. Концепция нейтрального бюджета в целом соответствовала представлению о государстве, как о «ночном стороже», имевшем место в ХУШ – Х1Х вв. и обосновывалась в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованной в 1776 году.

Заметим, что рынок без государства самостоятельно не способен справиться с эффективным распределением ресурсов, не может справедливо распределять доходы, не способен приводить к стабильным макроэкономическим результатам, в том числе и к сбалансированному бюджету. Это связано и с наличием, таких объективных факторов, как общественные блага, естественные монополии, внешние воздействия, неполнота информации и др. А. Смит, отдавая предпочтение рыночным механизмам саморегулирования, провозглашая, что помешать росту богатства страны может только вмешательство государства в дела конкуренции и прибыльности, что рынок автоматически поддерживает макроэкономическое равновесие,он осторожен и не готов защищать идею абсолютной ненужности государства. Наряду с функциями поддержания порядка в стране, за государством А. Смит оставляет и финансовую функцию, в частности формирование государственного бюджета и регулирование государственного долга и налогообложения. Он считал, что формирование бюджета должно начинаться с определения расходов государства, которые, по его мнению, имеют две особенности: во-первых, допустимы только те государственные расходы, которые реально отвечают интересам всего общества, что делает государство «дешевым», не обременительным для налогоплательщиков; и, во-вторых, государство сначала должно определить требуемые расходы, а затем находить источники доходов, которыми оно будет покрывать эти расходы. На наш взгляд, теория «дешевого» государства актуальна в современных условиях практически для всех стран с переходной экономикой, и в большей степени для Абхазии, где только административно-управленческие расходы государственного бюджета чрезвычайно высокие (более10%).

Кейнсианская теория использования государственного бюджета, появившаяся в 1936 году, изложенная в работе «Общая теория занятости, процента и денег», впервые обосновала необходимость использования наряду с денежно-кредитными механизмами и бюджетные меры государственного воздействия на экономику. Данная концепция макроэкономической стабилизации опиралась, прежде всего, на большие бюджетные расходы, рассматривала наличие несбалансированного государственного бюджета как показатель проведения в стране мудрой государственной экономической политики, в связи с чем, была разработана теория дефицитного финансирования государственных расходов, покрываемая за счет эмиссии денег и государственных займов. Эта теория рассматривала денежно-кредитные инструменты регулирования в качестве экономических механизмов, поддерживающих бюджетную политику государства.

Теория дефицитного финансирования получила практическое применение во многих странах рыночной экономики в 70-х годах ХХ века, в результате чего бюджетные дефициты в таких странах, как США, Германия, Франция, Англия, Япония приняли устойчивый характер. В настоящее время в западных странах нет полного отказа от кейнсианской стратегии бюджетного регулирования. Она остается методологической базой современного кейнсианства, идейных последователей Кейнса, развивших его концепцию и считающих эффективной и монетарную политику, в результате чего была сформулирована новая кейнсианская концепция макроэкономической политики. Данная концепция сочетает бюджетную политику с денежно-кредитными механизмами государственного регулирования и предполагает достижение взаимозависимых целей, каковыми являются, достижение высокого уровня занятости, низких темпов инфляции, экономической стабильности, высоких темпов экономического роста, равновесного платежного баланса и стабильного валютного курса.

В зависимости от содержания бюджетной политики страны и, в частности, от доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет «современные страны принято относить к «либеральной» или «социально-ориентированной» модели развития. По этим характеристикам к «либеральным» причисляются например Франция и США, а к «социальным» – Австрия, ФРГ, Швеция и т.д.». Хотя специальное исследование сравнительной эффективности функционирования экономики в странах с использованием различных бюджетных моделей, проведенное теми же учеными показало полное отсутствие прямой связи между темпами экономического роста страны и долей ВВП, перераспределяемой через каналы государственного бюджета. Кроме вышеперечисленных факторов, на характер складывающейся в стране налогово-бюджетной системы в значительной степени влияют и внешнеполитические факторы, а также конкретные социально-экономические условия, в которых формируется подобная политика, а в случае с Абхазией, формирующиеся с 90-х годов новые мирохозяйственные связи.