Теория

Учет зарубежного опыта индикативного планирования в странах с переходной экономики

 

В последнее десятилетие в странах с переходной экономикой – государствах СНГ многие проблемы социально-экономического развития разрешаются бессистемно, без целенаправленного участия государства, полагаясь лишь на всесилие рынка. Однако, существенное ослабление роли государства в ходе рыночной трансформации постсоциалистической экономики не было простой случайностью, побочным продуктом этого процесса. Оно явилось неизбежным результатом быстрого разрушения адекватных плановому хозяйству институтов и деформированного становления рыночных структур и институтов.

С начала 2000 года на индикативное планирование обращается особое внимание в большинстве стран с переходной экономикой, как инструмента, с помощью которого государство может комплексно воздействовать на экономику, определяя стратегию ее развития.

В условиях Республики Абхазия, где формируется один из типов смешанной модели рыночной экономики, представляет интерес опыт рыночных преобразований «новых индустриальных» стран Азии и Латинской Америки.

Важная роль в осуществлении рыночных преобразований принадлежит процессу планирования, который требует наличия системы органов государственного управления и планирования, высококвалифицированных кадров-плановиков, выбора наиболее эффективных методов разработки планов, осуществления эффективного контроля над реализацией мероприятий, заложенных в планах. В этом смысле заслуживает внимания опыт индикативного планирования, накопленный в «новых индустриальных» государствах Азии и Латинской Америки, к которым относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Венесуэла, Южная Корея и др. В этих странах государство создало систему органов для управления государственным сектором, разработки и реализации экономической политики, национальных планов социально-экономического развития, регулирования деятельности негосударственного сектора экономики и т.д., которые в течение длительного периода времени на практике показали свою жизнеспособность и возможность эффективно функционировать в тесном контакте и сотрудничестве с рыночными субъектами и механизмами рыночного саморегулирования. При определенных различиях и способах государственного воздействия на экономику и осуществления планового процесса в «новых индустриальных странах», у них есть много общего, связанного с историческим прошлым, достигнутым уровнем социально-экономического развития, методами разработки и осуществления планового процесса, системой применяемых в экономике экономико-математических моделей и т.д.