Предметы

Формы и методы бюджетно-финансового контроля

Органы всех уровней законодательной власти осуществляют следующие формы бюджетно-финансового контроля:
1) предварительный контроль — в ходе обсуждения и утвер­ждения проектов законов (решений) о бюджете, а также других законов и решений по бюджетно-финансовым вопросам;
2) текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных во­просов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комис­сий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
3) последующий контроль — в ходе рассмотрения и утвержде­ния отчетов об исполнении бюджетов.
Ежегодно, не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную Палату отчет об исполнении федерального бюджета. От­чет за прошедший финансовый год представляется в форме фе­дерального закона и соответствует структуре и бюджетной клас­сификации утвержденного федерального бюджета. Одновремен­но на утверждение вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.
Счетная Палата РФ проводит проверку отчета об исполне­нии федерального бюджета за отчетный финансовый год в тече­ние полутора месяцев после представления отчета в Государст­венную Думу. При этом используются результаты проведенных проверок и ревизий. По окончании проверки выносится заклю­чение Счетной Палаты, которое включает:
• заключение по каждому разделу и подразделу функцио­нальной классификации расходов бюджетов РФ и по ка­ждому главному распорядителю средств федерального бюджета. При этом раскрываются суммы кассовых расхо­дов, использованных по целевому назначению, а также случаи нецелевого использования бюджетных средств. Выявляются руководители органов государственной вла­сти или получателей бюджетных средств, принявшие ре­шение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностные лица Федерального казначейства, допус­тившие осуществление таких платежей;
• заключение по каждому разделу и подразделу функцио­нальной классификации расходов бюджетов РФ и по ка­ждому главному распорядителю бюджетных средств, по которым допущен перерасход средств федерального бюд­жета, также с указанием руководителей органов государ­ственной власти или получателей бюджетных средств, принявших данные решения, и должностных лиц Феде­рального казначейства, допустивших осуществление та­ких платежей;
• заключение по каждому случаю финансирования расхо­дов, не предусмотренных федеральным законом о феде­ральном бюджете либо бюджетной росписью;
• анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;
• анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий с на­рушением требований Бюджетного кодекса РФ, рассле­дование каждого случая исполнения обязательств, обес­печенных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;
• анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения го­сударственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инвестиций с нару­шением требований Бюджетного кодекса РФ;
• анализ выполнения плановых заданий по предоставле­нию государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;
• иные материалы, определенные постановлениями Госу­дарственной Думы или Совета Федерации.
Руководители и аудиторы Счетной Палаты несут ответствен­ность за полноту и достоверность фактов и сведений, содержа­щихся в заключении.