Теория

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ УДАР В ГИДРОУЗЛАХ

В связи с применением высоких скоростей течения жидкостей трубопроводах гидросистем современных машин (в ряде случаев эти скорости достигают 30 м/сек), а также в связи с распространением в них быстродействующих. распределительных устройств (скорости переключения доведены до тысячных долей секунды) важное значение приобретают вопросы, связанные с эффектом гидравлического удара, при котором забросы давления могут достигать четырехкратной величины рабочего давления в гидросистеме. Подобные забросы снижают ресурс работы трубопроводов и агрегатов, а в отдельных случаях могут вызвать их разрушение; в частности при гидроударах наблюдаются случаи разрушения охлаждающих радиаторов, корпусов фильтров и прочих гидроагрегатов. Кроме того, ударные забросы давления служат ложными сигналами, вызывающими нежелательные срабатывания датчиков и реле различных автоматических гидравлических приборов.

Гидравлическим ударом в общем случае называют забросы давления, сопровождающие всякий переходный процесс в жидкости от одного установившегося режима в жидкости к другому, обусловленный, к примеру, пуском и остановкой гидравлического механизма или иным изменением режима его работы. В частности, переходные процессы в гидросистемах с насосами постоянной производительности в основном обусловлены периодическими срабатываниями автомата разгрузки насоса, переключающими насосы на рабочий или холостой режим.

Аналогичное явление наблюдается и при переключении распределителей. Испытания показали, что при переключении распределителей с положительным перекрытием и клапанной разгрузкой насоса забросы при рабочих давлениях 100 кГ/смг достигали значений 150 кГ/см2 и выше (максимальное давление достигало 250 кГ/см2). Увеличение длины сливного трубопровода повышает заброс давления при срабатывании автомата разгрузки.

Из всего многообразия возможных форм, задающих возмущений, вызывающих гидравлический удар, нами будут рассмотрены лишь случаи возмущения, вызванные скачкообразным изменением скорости жидкости, при котором гидравлический удар достигает максимального значения.

Расчет величины ударного давления производят, пользуясь уравнением живых сил, согласно которому кинетическая энергия движущейся жидкости преобразуется в работу упругой деформации стенок трубы и сжатия жидкости. Для случая мгновенного полного перекрытия прямолинейного отрезка простого трубопровода, заполненного движущейся жидкостью, ударное повышение давления может быть вычислено по уравнению Н. Е. Жуковского

clip_image002

где ρ – плотность жидкости;

а – скорость ударной волны (скорость распространения импульса давления) в жидкости, заключенной в трубе;

u0 – начальная скорость движения в трубе (до начала перекрытия трубопровода).

Приведенное выражение будет справедливо, если перекрытие трубопровода произошло «мгновенно», т. е. для случая, когда время t перекрытия трубопровода меньше значения так называемого периода трубопровода (фазы удара) τ, под которым понимается время пробега ударной водной двойной длины рассматриваемого участка трубопровода (от задвижки до источника расхода и обратно):

clip_image004

где L – длина участка трубопровода от источника расхода до задвижки.

При этом условии перекрытие трубопровода заканчивается до того, как обратная ударная волна, отраженная от источника расхода, вернется к задвижке. Гидравлический удар при этом определится полной потерей жидкостью скорости, в соответствии с чем повышение давления будет максимальным. Подобный гидравлический удар принято называть полным или прямым.

Из сказанного следует, что заброс давления при прямом гидравлическом ударе достигнет предельного значения лишь на том участке трубопровода, считая от задвижки (перекрывного крана), по которому успеет распространиться, прямая ударная волна, возникающая в момент полного закрытия задвижки, до встречи ее с обратной волной, отраженной от источника расхода.

Очевидно, что максимально возможное для возникновения прямого гидравлического удара значение времени перекрытия трубопровода (закрытия крана) равно clip_image006. Предельное ударное давление, равное по величине ударному давлению при мгновенном перекрытии трубы, будет наблюдаться при этом значении t лишь у самой задвижки. В остальных же сечениях по мере приближения к источнику расхода повышение давления снижается до значения давления в последнем.

При условии clip_image008т. е. при более медленном, чем рассмотрено выше, перекрытии трубопровода, ударное повышение (заброс) давления определится лишь той частью начальной скорости жидкости clip_image010, которая будет потеряна (погашена) за время, равное периоду трубопровода τ. При этом условии обратная волна, отразившись от источника расхода, возвратится к задвижке (крану) раньше, чем трубопровод будет полностью перекрыт. Подобный удар принято называть непрямым или неполным.

Ударное повышение давления в этом случае определится выражением

clip_image012

где clip_image010[1]– уменьшение (потеря скорости жидкости в трубе), вызванное частичным перекрытием ее задвижкой, за время, равное периоду трубопровода τ;

clip_image015 – начальная скорость движения жидкости (скорость до начала перекрытия трубы);

clip_image017– измененная скорость жидкости (скорость к моменту прихода к задвижке обратной ударной волны, отражен­ной от источника, расхода).

Допустив, что изменение скорости потока в трубе протекает равномерно, расчетное значение потери скорости clip_image019за время можно приближенно вычислить по выражению

clip_image021

Заброс давления clip_image023 при непрямом (неполном) ударе clip_image025может быть вычислен также по выражению

clip_image027

С учетом предыдущих уравнений последняя зависимость может быть представлена в виде

clip_image029