Теория

Охлаждающие устройства

При известных режимах работы гидросистемы потребуется применить для обеспечения требуемых температурных условий охлаждающие устройства, которые прак­тически применяются, как правило, при длительной работе гидроустановок, начиная примерно с мощности 20—30 л. с., хотя в ряде установок. И в частности установок с дроссельным регулированием, они применяются при меньших мощностях.

В большинстве теплообменников (охлаждающих устройств) в качестве охлаждающей среды используют воду или воздух, хотя применяются также и иные среды. Например, в самолетах в качестве охлаждающей среды зачастую используют топливо (горюче). Применяются также, преиму­щественно в условиях жаркого климата, охлаждающие устройства испарительного типа, поверхность змеевиков в которых обливается во­дой и одновременно продувается воз­духом.

При равных условиях (одинаковом отводе тепла) охладители типа жид­кость — жидкость и охладители — ис­парители белее компактны, чем охла­дители тина жидкость — газ, благода­ря более высоким коэффициентам теплопередачи на холодной стороне (коэффициент теплопередачи жидкости выше такого же коэффициента для газов в 1000 раз). Опыт показывает, что при температуре воды на входе в охладитель 15° С и на выходе ≈ 60° С каждый литр воды уносит 50 ккал тепла. Следовательно, расход воды на каждую лошадиную селу теряемой мощности составляет примерно 10 л/ч, С целью экономии воды охлаждаемая жидкость должна поступать в охладитель при максимальной температу­ре в не охлаждаться ниже 50° С.

В основном распространены труб­чатые (сотовые) охладители (теплообменники), состоящие из собранных в пучок труб (сот), заключенных в корпус. В этих холодильниках охлаждаемая жидкость обычно проходит в обечайке вокруг труб, а охлаждающая жидкость (вода) — по трубам. В воздушных холодильниках охлаждаемая жидкость течет по трубам. Последнее обусловлено различными значениями коэффициента теплопроводности рабочего тела (мас­ла) и охлаждающего тела (среды) — жидкость с более низким коэффициентом теплопроводности течет вокруг труб.

Следует иметь в виду, что при применении воздушных охладителей минимального достижимая температура жидкости на выходе из охладителя будет выше (на 10 – 150 С) температуры охлаждающего воздуха.

clip_image002

Рис. 29. Водяные радиаторы для охлаждения масла

На рис. 29, а показан типовой водяной охладитель (радиатор). Если температура воздуха в условиях эксплуатации высокая, применяют комбинированные воздушно-водяные теплообменники, в которых воздух является основной средой и вода — дополнительной средой. Водный теплообменник, выполняемый в большинстве случаев сотовой конструкции, устанавливается после воздушного.

На рис. 29, б изображена схема простейшего водомасляного радиатора, представляющего собой помещенный в водяной бак змеевик, по которому пропускается масло. Бак (кожух охладителя) снабжен системой перегородок, припаянных к трубе, которые создают циркуляцию воды и интенсивный съем тепла.