С повышением температуры вязкость капельных жидкостей и их смесей понижается.
Математических уравнений, пригодных для практического применения, выражающих закон изменения вязкости от температуры, до настоящего времени не имеется, поэтому пользуются эмпирическими зависимостями. Для минеральных масел с вязкостью > 80 ccm при температурах от 30 до 1500 С пользуются выражением
где и – кинематические коэффициенты вязкости при заданной температуре t и температуре 500 С в ccm;
n – показатель степени, значения которого в зависимости от исходной вязкости при 500 С приведены ниже.
Вязкость | 2,8 | 6,25 | 9,0 | 11,8 | 21,2 | 29,3 |
Показатель n | 1,39 | 1,59 | 1,72 | 1,79 | 1,99 | 2,13 |
Вязкость | 37,3 | 45,1 | 52,9 | 60,6 | 68,4 | 80,0 |
Показатель n | 2,24 | 2,32 | 2,42 | 2,49 | 2,52 | 2,56 |
В гидросистемах применяются жидкости, вязкость которых при 500 С составляет 10-100 спз. В частности вязкость применяемого в самолетных гидросистемах масла АМГ – 10 при 500 С равна 10 ccm.
Зависимость вязкости распространенных масел от температуры показана на рис. 2. а и б. Очевидно, чем меньше изменяется вязкость с изменением температуры, тем выше качество и лучше эксплуатационные свойства рабочей жидкости. При применении жидкостей, имеющих крутую кривую температурной зависимости вязкости, затруднена работа гидросистемы в зимних условиях эксплуатации.
Обычно вязкостно – температурные свойства жидкостей характеризуются отношением Жидкость, предназначенная для эксплуатации в широком температурном интервале, считается пригодной, если ее вязкость при изменении температуры от – 500 С до + 500 С изменяется не более, чем в 100 раз.
Рис. 2. Графики зависимости динамической вязкости
масел от температуры:
1 – трансформаторное; 2 – индустриальное 12;
3- индустриальное 20; 4 – индустриальное 30;
5- индустриальное 50; 6- автотракторное;
7- МВП; 8- ЦИАТИМ-1; 9- АМГ-10