Все жидкости растворяют газы, которые в растворенном (дисперсном) состоянии не оказывают существенного влияния на механические свойства жидкости. Однако, если давление в какой-либо точке объема жидкости уменьшается, газы выделяются из раствора в виде пузырьков, которые ухудшают свойства жидкости. Относительное количество газа, который может раствориться в жидкости до ее насыщения, прямо пропорционально давлению на поверхности раздела. Этот объем можно вычислить по формуле
где Vг – объем растворенного газа, отнесенный к атмосферному давлению (760 мм рт. Ст.) и нулевой температуре;
k = – коэффициент растворимости газа в жидкости;
р1 и р2 – начальное и конечное давление газа, находящегося в контакте с жидкостью.
Коэффициент растворимости зависит от свойств жидкостей и газов. Воздух растворяется в минеральных маслах, применяемых в гидросистемах машин, в объеме, равном ~10% (k = 0,10) объема жидкости на 1 ат.
Растворимость кислорода в жидкостях выше, чем атмосферного воздуха, ввиду чего растворенный в жидкости воздух содержит кислорода на 40—50% больше чем атмосферный воздух, что интенсифицирует окисление жидкости и разрушение резиновых деталей гидроагрегатов.
Ниже приведены коэффициенты растворимости воздуха k в распространенных жидкостях при 20 0С
Масло:
велосит …………………………….0,0959
вазелиновое………………………..0,0877
трансформаторное 12…………….0,0828
индустриальное 12 ……………….0,0759
АМГ-10 ……………………………0,1038
Керосин…………………………………0,1270
Вода……………………………………..0,16
Растворимостью примерно такого же порядка обладает и азот, который широко применяется для наддува жидкостных баков (резервуаров).
Растворимость воздуха в минеральных маслах зависит от сорта масла, уменьшаясь с увеличением его плотности. Для масел с объемным весом, равным 0,82 и 0,9 г/см3, коэффициент растворимости k соответственно составляет 0,10 и 0,08.
Растворимость воздуха в маслах малой вязкости несколько выше, чем в маслах высокой вязкости.
С увеличением температуры растворимость воздуха в масле практически сохраняется постоянной. Так, например, коэффициент растворимости воздуха в керосине при температуре — 30° С равен 0,12 и при температуре 20° С он повышается до 0,125.
Последний фактор следует учитывать при проектировании гидросистем, находящихся под давлением газа (воздуха) в условиях широкого температурного диапазона, поскольку в результате изменения объема растворенного газа, обусловленного его тепловым расширением, может нарушаться условие насыщенности жидкости газом.
Время, в течение которого происходит насыщение масла газом, зависит от величины поверхности раздела, приходящейся на единицу объема масла, а также от степени возмущенности состояния этой поверхности. При интенсивном перемешивании жидкость насыщается в течение одной или нескольких минут, тогда как в спокойном состоянии процесс длится часами.
Рассмотренное свойство жидкости имеет важное значение для работы гидросистемы, так как присутствие газа ухудшает, а во многих случаях может полностью нарушить работу гидросистемы и ее агрегатов. В частности, при наличии газа ускоряется наступление кавитации. Газ, выделившийся из жидкости в местах пониженного давления, может частично заполнить рабочие полости насоса, уменьшая тем самым его производительность и ухудшая режим его работы. Как показали наблюдения, при вакууме у входа в насос, равном 200—250 мм рт. ст., который образуется при определенных условиях в результате сопротивления всасывающей магистрали, наступает помутнение потока минерального масла из-за выделения воздуха; при вакууме 380—400 мм рт. ст. количество выделившегося воздуха становится таким, что резко изменяется окраска масла и образуются видимые глазом пузырьки, и при вакууме в баке 400— 450 мм рт ст. масло, поступающее но трубе из бака в насос, превращается в пену.