Методы повышения скорости двигательной реакции
Скорость, как двигательное качество, складывается из трех компонентов: скорости реакции спортсмена на действия противника, на движущийся объект (мяч, шайбу и т.п.), скорости отдельных движений и скорости темпа движений.
Двигательная реакция является ответом на внезапный или ожидаемый, но, все-таки, внезапно возникающий сигнал. Различают время реакции на сенсорные раздражители и время реакции умственных процессов. Эта реакция может быть простой или сложной. Сложные реакции подразделяются на “реакции выбора” и “реакции на движущийся объект”. В простой двигательной реакции существуют латентный (скрытый) и моторный (двигательный) компоненты. Латентное время простой двигательной реакции почти не поддается тренировке, не связано с уровнем квалификации спортсмена и не может приниматься за характеристику быстроты спортсмена. Моторный компонент, напротив, тренируем.
Для простой двигательной реакции характерен эффект переноса быстроты, когда скоростные упражнения одного вида, позволяют спортсмену быстрее реагировать в упражнениях и ситуациях другого вида и характера. В достижении максимальной скорости простой двигательной реакции особенно эффективны повторный, расчленённый и сенсорный методы (Захаров Е.Н., 1994).
«Повторный» метод – заключается в максимально быстром повторении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких упражнений не превышает 3-5 секунд. Практикуется 3 – 6 повторений упражнения в 2 – 3 серии.
«Расчлененный» метод – в тренировке быстроты реакции может выглядеть следующим образом. В первом упражнении спортсмен стартует по команде, с контролем времени и в облегченных условиях (под уклон). Затем выполнятся старт на 10 – 20 метров, без команды, но с контролем времени бега (отработка стартового ускорения). Далее проводится групповой старт на 20 – 50 метров, реагируя на движение одного из участников старта – лидера. Лидер меняется в каждом старте.
«Сенсорный» метод – основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью к различению интервалов времени порядка десятых и, даже сотых долей секунды. На 1-ом этапе тренировки выполняется упражнение с максимальной скоростью. Тренер контролирует продолжительность и сообщает цифры спортсмену. На 2-ом этапе повторяется упражнение, но спортсмен сам, по ощущениям, оценивает быстроту его выполнения и сравнивает свои оценки с реальным временем выполнения упражнения, контролируемым тренером. На 3-ем этапе предлагается выполнять упражнение с различной, заранее определенной скоростью. Результат контролируется и сравнивается, При этом происходит обучение управлению быстротой реагирования.
В спортивных играх и в единоборствах чаще возникают ситуации, требующие сложных реакций на движущийся объект. В таких ситуациях спортсмен должен правильно её оценить, принять оптимальное решение и наилучшим образом его реализовать. Продолжительность сложной реакции на движущийся объект составляет 0,25 – 4,0 сек. Сенсорная фаза – 0,05 сек. То есть, тренировка должна быть направлена на развитие способности увидеть (заметить) быстрое движение объекта (мяча, шайбы, движение рук, ног, туловища) и на сокращение моторной фазы реакции. Для этого необходимо следующее:
– постепенное увеличение скорости движения объекта;
– обеспечить внезапность появления объекта;
– сокращать дистанцию реагирования.
В тренировках данных качеств используют: настольный теннис, подвижные игры, но основными являются упражнения специфичные для данного вида спорта.
Упражнения, направленные на повышение скорости двигательной реакции, должны выполняться с максимальной скоростью. Поэтому, перед тренировками, необходимо особенно тщательно оценить готовность организма спортсменов к подобным нагрузкам.
Уже в спортивной раздевалке врач должен тщательно осмотреть и расспросить спортсменов, понаблюдать за их поведением. В поведении спортсмена, выражении его лица можно обнаружить бодрость, энергичность, оптимизм, свидетельствующие о хорошем восстановлении организма после предыдущего рабочего дня или после предыдущей тренировки этого дня, готовность к тренировке.
Но, по его поведению можно сделать и совершенно иные выводы. Безучастность, инертность, отстранённость от коллектива, апатичность, тени под глазами, «осунувшееся лицо», должны насторожить врача. Это могут быть симптомы переутомления или недосыпания.
В этом случае необходимо целенаправленно расспросить спортсмена:
– о самочувствии и наличии чувства усталости,
– о желании и готовности тренироваться,
– его самооценке восстановления организма,
– о продолжительности и качестве сна и его нарушениях,
– о присутствии чувства тревожности, раздражительности,
– о необычных явлениях и ощущениях (потливость кистей, стоп или
общая, гиперестезия, мигрирующие боли, учащенный стул, ощущение
«комка в горле», «ползания мурашек по телу», головокружение,
– чувства давления, дискомфорта или боли в области сердца,
– ощущение приступов сердцебиений и перебоев в работе сердца.
В процессе наблюдения в раздевалке необходимо быть особенно внимательным в отношении признаков простудных состояний или заболеваний. Некоторые, из описанных выше симптомов «плохого настроения» уже могут быть признаками болезненного состояния.
Внимательный осмотр, расспрос спортсмена, наблюдение за ним позволяют подтвердить или отвергнуть эти предположения. Сухие, морщинистые, с трещинами губы, герпетические высыпания в области губ, или носа, редкое покашливание, насморк, припухлость щёк, век – «сигнал тревоги» для врача. Перечисленные симптомы могут быть признаками респираторного вирусного заболевания, или ангины, фарингита, отита, трахеита, пародонтита и др. Нельзя забывать, что больной зуб, иногда, может стать причиной внезапной «рефлекторной остановки сердца».
Если обнаружены названные болезненные проявления, уже нужны термометрия, осмотр миндалин, аускультация легких, пульсометрия, измерение артериального давления и др. Нужен точный диагноз и соответствующий план диагностических (для уточнения) и лечебных мероприятий. Когда заболевание отсутствует, но есть недовосстановление, переутомление, необходимо решить вопрос (совместно с тренером) о допуске спортсмена к тренировке и уровне нагрузок для него. В процессе тренировки состояние спортсмена, его реакции контролируются врачом и тренером.
Многократные исследования пульсовой реакции на нагрузку, оценка величин артериального давления нагрузки и темп их восстановления, в состоянии относительного покоя, позволяют определить тип ответной стресс-реакции. Таким образом оценивается степень адаптации или дизадаптации организма.
Эти наблюдения, измерения позволяют оценить эффективность принятых мер и, в конечном счете, решить вопрос о допустимости продолжения тренировки или обязывают прекратить её.