Валовой внутренний продукт, общепринятое сокращение – ВВП – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.
Номинальный (абсолютный) – выражен в текущих ценах года его расчёта.
Реальный (с поправкой на инфляцию) – выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен.
Отношение номинального ВВП к реальному ВВП называется дефлятором ВВП.
ВВП рассчитывается 3 методами: по расходам, по доходам и по сумме произведённой продукции. Все три метода должны давать один и тот же результат.
Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).
Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объем валового регионального продукта).
Инфляция
Инфляция (лат. Inflatio — вздутие) — процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг. На практике это выражается в увеличении цен.
Противоположным процессом является дефляция — снижение цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются.
Причины инфляции
Общий объём товаров, которые можно приобрести на имеющуюся в данной экономической системе денежную массу, может расти медленнее, чем объём денежной массы, или даже уменьшаться — в таком случае, стоимость товаров растёт, а стоимость денег уменьшается.
Соотношение объёма товаров и объёма денег связано не напрямую, а с учётом скорости оборота денежной массы в данной системе. При увеличении скорости оборота денег, это будет эквивалентно увеличению денежной массы без изменения товарной массы.
На уровень инфляции существенное влияние оказывает объём денежной массы, выведенной из непосредственного потребления путём осуществления долгосрочных инвестиций, не предусматривающих быструю отдачу, уровень вкладов, находящихся в банках, величина ставки рефинансирования и так далее.
Значительная инфляция (десять и более процентов в год), свидетельствует об экономических проблемах в государстве. Достаточно часто сильная инфляция, называемая также гиперинфляцией.
Как считается официальная инфляция?
Берётся минимальный набор товаров и услуг, необходимый человеку для того, чтобы не умереть с голоду. Это социально значимые продукты: хлеб, молоко, крупы, масло, одежда, обувь и т.д. На эти товары отслеживают цены, смотрят, на сколько тот или иной товар подорожал. Вычисляют изменение цен на каждый товар, входящий в минимальный набор (например за год), потом берут среднее значение. Это и есть уровень инфляции – некое усредненное увеличение цен товаров, входящих в минимальный набор.
Индекс потребительских цен (индекс инфляции) – выражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров и услуг (потребительской корзины) за определенный период. Наиболее спорным моментом обычно является методология определения состава потребительской корзины как по наполнению, так и по изменению. В корзину входят в определённой пропорции потребляемые в среднем продукты питания, одежда, электроэнергия, содержание жилого помещения и транспортных средств, медицинское обслуживание, отдых и образование. Для адекватного отражения изменений уровня потребительских затрат, корзина должна ориентироваться на реальную структуру потребления.
Потребительская корзина — набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год, в среднем.
Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. 31 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В «потребительская корзину», вошло 407 наименований товаров и услуг.
Официальная инфляция в России считается по среднему росту стоимости потребительской корзины.
Если ваша структура расходов совпадает с базовой корзиной, то ваша реальная инфляция совпадет с официальной. Если же это не так, то ищите разницу в структуре своего потребления.
Продукты питания |
|||||
Наименование |
Единица измерения |
Объем потребления (в среднем на одного человека в год) |
|||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети |
|||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) |
кг |
133,7 |
103,7 |
84,0 |
|
кг |
107,6 |
80,0 |
107,4 |
||
кг |
97,0 |
92,0 |
108,7 |
||
Фрукты свежие |
кг |
23,0 |
22,0 |
51,9 |
|
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар |
кг |
22,2 |
21,2 |
25,2 |
|
кг |
37,2 |
31,5 |
33,7 |
||
кг |
16,0 |
15,0 |
14,0 |
||
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко |
кг |
238,2 |
218,9 |
325,2 |
|
штука |
200,0 |
180,0 |
193,0 |
||
Масло растительное, маргарин и другие жиры |
кг |
13,8 |
11,0 |
10,0 |
|
кг |
4,9 |
4,2 |
3,6 |
||
Непродовольственные товары |
|||||
Наименование |
Единица измерения/срок износа |
Объем потребления (в среднем на одного человека в год) |
|||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети |
|||
Верхняя пальтовая группа |
штук/лет |
3/7,6 |
3/8,7 |
3/2,6 |
|
Верхняя костюмно-платьевая группа |
штук/лет |
8/4,2 |
8/5,0 |
11/2,0 |
|
Белье |
штук/лет |
9/2,4 |
10/2,9 |
11/1,8 |
|
Чулочно-носочные изделия |
пар/лет |
7/1,4 |
4/1,9 |
6/1,3 |
|
Головные уборы и галантерейные изделия |
штук/лет |
5/5,0 |
4/5,6 |
4/2,8 |
|
пар/лет |
6/3,2 |
6/3,5 |
7/1,8 |
||
Школьно-письменные товары |
штук/лет |
3/1,0 |
3/1,0 |
27/1,0 |
|
штук/лет |
14/7,0 |
14/7,0 |
14/7,0 |
||
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения |
штук/лет |
19/10,5 |
19/10,5 |
19/10,5 |
|
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства |
% от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц |
10 |
15 |
12 |
|
Услуги |
|||||
Наименование |
Единица измерения/срок износа |
Объем потребления (в среднем на одного человека в год) |
|||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети |
|||
Жилье |
кв. м общей площади |
18 |
18 |
18 |
|
Центральное отопление |
Гкал в год |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
|
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение |
л в сутки |
285 |
285 |
285 |
|
Газоснабжение |
куб. м в месяц |
10 |
10 |
10 |
|
Электроэнергия |
кВт·ч в месяц |
50 |
50 |
50 |
|
Транспортные услуги |
поездок в год |
619 |
150 |
396 |
|
Услуги культуры |
процентов от общей величины расходов на услуги в месяц |
5 |
5 |
5 |
|
Другие виды услуг |
процентов от общей величины расходов на услуги в месяц |
15 |
15 |
15 |
Выделяют открытую и подавленную инфляцию.
Открытая инфляция проявляется в различных формах: инфляция спроса, инфляция издержек производства, структурная инфляция.
Подавленная инфляция выражается в увеличении денежной наличности.
Уровень инфляции характеризуется темпом прироста уровня цен по сравнению с предыдущим периодом и может быть рассчитан по формуле:
где Iинф – уровень инфляции в процентах;
ИПЦ1 и ИПЦ0 – индексы потребительских цен соответственно в текущем и базисном периодах.