В условиях становления рыночных отношений денежно-кредитная политика является одной из важнейших средств косвенного воздействия государства на национальную экономику. Денежно-кредитные механизмы являются наиболее известными инструментами в государственном регулировании и в системе индикативного планирования социально-экономического развития стран с рыночной экономики.
Денежно-кредитная политика государства основывается на концепциях западных ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры, такие как национальный доход, экономический рост, накопление, занятость, безработица, цены, инвестиции и др.
Государственное регулирование рыночной экономики и индикативное планирование с использованием денежно-кредитных механизмов, практически не осуществлялось до Мирового экономического кризиса. Экономический кризис 1929 – 1933 гг. поставил под сомнение основные положения классической (неоклассической) теории, обосновавшей эффективную саморегулирующуюся рыночную экономику, отрицавшей возможность длительных кризисов, вынужденной безработицы, а также широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы.
В условиях переходной экономики и деформированного социально-экономического развития, в которой находятся ныне многие бывшие социалистические страны, в том числе и Абхазия, особое значение приобретают творческое использование основных идей и способов разрешения кризисных явлений в экономике, предложенных Дж. Кейнсом и его последователями, их адаптация к специфическим условиям, в которых находится каждая отдельно взятая страна.
Исследовав всевозможные способы воздействия денежно-кредитной политики на экономический рост и в целом на состояние национальной экономики, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях кризисного состояния экономики, методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики не пригодны, и считал, что более эффективными способами стабилизации экономики являются изменения в налоговой системе и структуре государственных расходов, тем самым отдав предпочтение, бюджетно-налоговой политике, что позволило его ранним последователям провозгласить тезис: «деньги не имеют значения», возводя в абсолют фискальную политику. При этом поздние последователи Кейнса не отвергали денежно-кредитную политику, но они отводили ей роль приспосабливающейся к бюджетно-налоговому регулированию, отдавая тем самым предпочтение смешанной фискально-монетарной политике государства. Неокейнсианцы считали, что фискальная политика государства должна быть относительно жесткой, а монетарная – более мягкой, и что денежно-кредитная политика необходима, для удержания процентной ставки на низком уровне и стимулирования инвестиций. Это может осуществляться путем прироста предложения денег, который будет противодействовать росту процентной ставки, тем самым не допуская вытеснения частных инвестиций и снижая эффект их «выталкивания» по мере увеличения государственных расходов.
В начале 70-х годов ХХ века монетаристы во главе с М. Фридманом разработали новую количественную теорию денег, в которой они расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но и в оценке функционирования рыночной экономики в целом. Они считали, что рыночная экономика – довольно устойчивая система и сама способна без вмешательства государства восстанавливать экономическое равновесие. Отметим, что преимущественное практическое применение в социально-экономическом развитии западных стран, монетаристские рецепты имели до середины 80-х годов и давали определенный эффект, в особенности в борьбе с инфляцией. Однако стабилизация инфляционных процессов и переход к новому качеству экономического роста к концу 80-х – началу 90-х годов значительно снизили актуальность применения монетаристских рецептов денежно-кредитной политики. В современных условиях денежная теория все более приобретает смешанные синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической «экономики предложения» и др.
Денежно-кредитная политика в странах с переходной экономикой, прежде всего, нацелена на антиинфляционное развитие, что подтверждается тем, что практически во всех программах стабилизации в качестве первостепенной задачи выдвигается борьба с высокой инфляцией или гиперинфляцией и ее снижение до умеренного, для данной конкретной страны, уровня.